«Яндекс» предполагает, что может получить штраф от ФАС на 4,377 миллиарда рублей

«Яндекс» оценил возможный штраф ФАС в 60,5 миллионов долларов. Это следует из отчета компании за II квартал текущего года, пишет РБК.

«Яндекс» предполагает, что может получить штраф от ФАС на 4,377 миллиарда рублей
© BFM.RU

«Нормативные претензии составили 4 млрд 377 миллионов рублей и включают административные процедуры в российском антимонопольном органе. Компания не признала ответственность в отношении этих претензий и административных разбирательств, поскольку руководство не считает, что компания понесла вероятные материальные убытки по какой-либо из этих причин», говорится в отчете Yandex N.V., головной компании группы «Яндекс», зарегистрированной в Нидерландах.

ФАС с середины прошлого года рассматривает жалобу Avito, «Туту.ру», «Циан», ivi, 2ГИС и других компаний на так называемых «колдунщиков». Это интерактивные виджеты, появляющиеся на странице результатов поиска. В них «Яндекс» в основном рекламировал собственные сервисы. Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Сам по себе размер штрафа является, безусловно, очень большим. При этом учитывая масштаб компании, с выручкой около 220 млрд рублей в прошлом году и прибылью около 24 млрд, то оплата такого штрафа для компании является посильной. Будет она его платить или нет, будет зависеть от того, насколько финально будет доказано, что компания нарушала соответствующее законодательство. И я думаю, что в целом, если посмотреть на развитие крупнейших IT-компаний, а «Яндекс» сейчас развивается очень высокими темпами, выходит во множество новых, очень перспективных и быстроразвивающихся проектов , то практически ни одна из компаний в мире не может обеспечить такой впечатляющий рост без каких-то узких мест или ошибок, или каких-то сбоев. Здесь вопрос скорее в том, насколько быстро компания реагирует, насколько быстро она исправляется, и насколько четко сфера ответственности прописана в договорных отношениях между компанией и контрагентами, с которыми она взаимодействует, ну и насколько компания выполняет требования законодательства. Я думаю, что если есть возможность в соответствии с законодательством оспаривать какие-то решения по штрафам, если компания действительно права, то я думаю, что она будет это конечно делать. Но если у антимонопольной службы есть достаточная доказательная база, то, безусловно, штраф придется платить».

В пресс-службе «Яндекса» сказали, что в своем отчете компания отражает «все возможные риски, которые имеют гипотетическую вероятность, в том числе максимально возможный размер штрафа по делу о поисковой выдаче», отмечает РБК. Например, один поставил какой-то объем товаров, в другой не заплатил. Тут ситуация предельно ясная. А в случае «Яндекса» убытки посчитать очень сложно, стороны скорее всего попробуют договориться и на котировках компании это не отразится, считает независимый аналитик Дмитрий Степанов

Дмитрий Степанов независимый аналитик «Все ущербы очень тяжело оценить. Потому что, чтобы что-то оценить, должны быть какие-то вещественные составляющие, которые этот объем ущерба позволяют оценить. Когда в выдаче появляется огромное количество сервисов-колдунщиков и так далее, какие-то компании, очевидно, они получают позиции, снижают, конечно, объем трафика, объем продаж, но как пр критериям KPI оценить, насколько снижение произошло и вообще, произошло ли оно, потому что не всегда, какие-то позиции, они с позицией коррелируют. То есть позиция, может быть, продаж, например, она не дает. Тут очень много на самом деле переменных, что, как правило, крупные компании, публичные, открытые и понятные, дают оценку, близкую к максимуму рынка. То есть эта цифра может конечно напугать, но в действительности, как правило, ситуация оказывается совсем ни такой страшной. Там оказываются часто другие суммы, которые вполне понятны и для бизнеса, не страшные абсолютно. Поэтому на текущем приближении, когда мы читаем новость, у нас может быть одно ощущение, а когда ситуация дальше получает развитие, становится понятно, что нагрузка не будет довлеть над компанией, скорее всего. Я думаю, что «Яндекс» крупная компания, крупный налогоплательщик и интересный, и важный бизнес. Я думаю, что это будет какое-то адекватное и интересное решение для всех сторон. Я не думаю, что здесь мы увидим какие-то сильные давления на котировки или какие-то распродажи бумаг. Я думаю, что рынок спокойно и адекватно среагирует на новость. То есть в понедельник каким-то сильным движением вниз не откроется».

В феврале этого года ФАС вынесла предупреждение поисковику и выставила условие, чтобы он прекратил дискриминировать другие сервисы и до 1 апреля создал равные условия для всех компаний. «Яндекс» не выполнил требования, и ФАС возбудила дело о нарушении закона «О защите конкуренции». Очередное заседание по делу назначено на 23 сентября.