«Яндекс.Услуги» переходят на модель агрегатора и вводят комиссию

«Яндекс.Услуги» теперь будут сами принимать заказы у пользователей, распределять их между партнерами и брать за это комиссию. Также платформа самостоятельно будет определять стандарты оказания услуг, сообщил «Ведомостям» представитель компании.

«Яндекс.Услуги» переходят на модель агрегатора и вводят комиссию
© BFM.RU

Сервис запустился в 2018 году и работал как доска объявлений — позволял найти и выбрать необходимого мастера и связаться с ним. Теперь же выбирать исполнителя платформа будет сама, тут же напишет, сколько услуга займет по времени и покажет ее цену — она меняется в зависимости от параметров заказа. После оформления сервис пришлет мастера, который окажется ближе всех к адресу пользователя. И в приоритете будут исполнители с высоким рейтингом. То есть, практически все будет работать по модели агрегатора такси.

Подключиться к сервису могут и компании, и ИП. Комиссия для них составит от 5% до 20% от заказа в зависимости от категории услуг. Впрочем, сами мастера, работающие с «Яндекс.Услугами» говорят, что у сервиса и сейчас есть комиссии. Он берет около 10% от заказа, а еще по 200 рублей в неделю за возможность откликаться на объявления, говорит графический дизайнер Владимир:

«200 рублей в неделю — это по-божески — за то, что ты там можешь откликаться на заказы. Если есть продвижение, то профиль будут видеть, потом заказ выполнил — 10% с тебя. У них периодически нововведения: что-то просто дурь какая-то, а что-то ничего. Когда они ввели такое — если у вас хороший рейтинг, то мы показываем вам заказ, а его через полчаса уже увидят другие — это нормально еще было. И то, сначала как-то пошло, и заказы пошли, а потом как-то все это заглохло. Не знаю, как все это теперь будет работать».

Также пока неясно, насколько востребован будет сервис, считают участники рынка. «Яндекс.Услуги» — далеко не главная и не самая удобная площадка для мастеров. Да и комиссию другие сервисы не берут, рассказывает ремонтный рабочий Артем:

«На других сервисах, на том же Youdo, ты покупаешь пакет, ты не платишь никакую комиссию, как ты с кем и за сколько договорился. На «Яндексе» одна заявка будет в десятки раз дороже, чем на любом другом сервисе. Они будут комиссию брать с заказа, поэтому, я думаю, большая часть исполнителей уйдет».

Плюс ко всему, вызывает вопросы и сам анонс сервиса — «это так же просто как заказать такси или еду». Но если в такси пользователь просто едет из пункта А в пункт Б или общается с доставщиком пиццы не дольше минуты на пороге, то с мастером все иначе. Он заходит в дом, проводит там несколько часов, собирая мебель или ремонтируя смеситель в ванной. И многие ищут таких людей не через сервисы, а по рекомендациям знакомых. Об этом свидетельствуют и данные самого «Яндекса» — в интернете мастеров ищут лишь 10% пользователей. Но в компании надеются переломить ситуацию. И есть вероятность, что это получится сделать, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Такой сервис вполне может изменить рынок. То, что сейчас примерно 10% ищут в Сети, не говорит о том, что люди не хотели бы искать в Сети. Люди ищут через знакомых то, что не является общедоступным, и непонятно, куда обратиться, и непонятно, кто приедет и какое будет в итоге качество. Произойдет и то, что, в целом, по моему мнению, есть благо для конечных пользователей услуги — рынок будет более структурированным, поскольку «Яндекс» будет конкурировать и с частниками, и с компаниями, которые в этом сегменте работают. Скорее всего, это приведет к тому, что цены постепенно будут снижаться. Вспомните, когда только начинали перестройку рынка такси, одна и та же поездка могла стоить от 100 рублей до 500. Сейчас есть определенный, примерно понятный уровень».

Впрочем, есть и другое мнение. «Яндекс.Услуги» подключают к сервису компании и ИП, но большинство мастеров не регистрируются даже самозанятыми, отмечают эксперты. Также есть сомнения насчет цены. Допустим, химчистка дивана на «Яндекс.Услугах» стоит от 5 тысяч рублей. В то время как у отдельных компаний — в пределах одной тысячи. Комментирует руководитель отдела продаж международного платежного провайдера Ecommpay в России Максим Макаров:

Максим Макаров руководитель отдела продаж международного платежного провайдера Ecommpay в России «В таком виде площадка будет еще менее популярной, чем есть сейчас и чем была, потому что юрлиц или ИП или тех же самозанятых, кто оказывает именно бытовые услуги, все-таки, мне кажется, не так много, как частников. Теперь получается «Яндекс.Услуги» будут диктовать стоимость и они исключают этот важный предмет диалога между исполнителем и заказчиком в плане того же торга. Вполне не исключено, что в дальнейшем и за то, чтобы какая-то определенная компания оказывала услуги, то есть в приоритете поднималась, они могут начать брать какие-то комиссионные».

Пока же новый сервис запущен лишь в Москве, и доступны там только уборка квартир, химчистка мебели и ремонт телефонов. Но в «Яндексе» намерены расширять списки и услуг, и городов.