Минфин США анализирует ситуацию с докладом Всемирного банка Doing Business. В опубликованном отчете, подготовленном американской юридической компанией WilmerHale, утверждалось, что сотрудники Всемирного банка допускали различные нарушения при составлении этого рейтинга, который больше не планируют публиковать. История с Doing Business может стать крупнейшим скандалом в истории мировых финансовых институтов, отмечают деловые СМИ. Расследование Всемирного банка показало сознательное и некорректное улучшение и ухудшение рейтинга в разные годы в отношении разных стран.
Самые сильные корректировки рейтинга коснулись Китая, без них страна в 2018 году заняла бы 85 позицию, а не 78, как получилось в итоге. Саудовская Аравия, в свою очередь, сместилась бы в Doing Business-2020 лишь на одну позицию — с 62 на 63 место. В третьем эпизоде, обсуждавшемся в августе 2019 года при подготовке рейтинга 2020 года, составители произвольно отказались учитывать результаты ряда реформ в Азербайджане, организовав «внешний аудит» данных, якобы выяснивший, что реформы там «заморожены».
Из отчета следует, что в случае с КНР данные были изменены, в частности, под давлением со стороны Джим Ен Кима, который в то время был президентом Всемирного банка? и под влиянием Кристалины Георгиевой, которая в прошлом была исполнительным директором банка. Сейчас она занимает пост директора-распорядителя Международного валютного фонда. Георгиева уже заявила, что в корне не согласна с выводами о своих действиях, представленными в отчете юристов. Карьера главы МВФ, отрицающей обвинения, под вопросом.
Претензии к рейтингу Doing Business, особенно к практике «признания» или «непризнания» реформ и «согласования» с национальными правительствами изменений в данных, нарастали много лет. Так что в целом ситуация ожидаемая, и понятно, почему руководители закрывали на это глаза, говорит генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:
— Это покупается и продается за деньги. В этом большая проблема. Это касается не только рейтингов ведения бизнеса, но и кредитных рейтингов.
— Получается, что репутация рейтинга безвозвратно уничтожена и что появится новая система?
— Репутация рейтинга, конечно, пострадала, но он может остаться. Все же не перестали смотреть чемпионаты мира по футболу после скандалов с жеребьевками, мы не перестали смотреть на отчетность, которую нам дает Всемирный банк, хотя там много неправды, но других нет. Чтобы этот рейтинг перестал существовать, надо, чтобы появился другой, более качественный. Перестать публиковать — это сейчас нормальное решение, а через год возьмут и опять будут публиковать, когда все подзабудут.
Глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина в связи со скандалом заявила, что Doing Business не был единственным индикатором для работы органов власти.