Войти в почту

Татарстан выйдет к Балтике: республиканский грузооборот соединят с морским портом Санкт-Петербурга

После первого контейнеровоза для Аurus стартовало регулярное сообщение для перевозки экспортных грузов через на Балтику

Татарстан выйдет к Балтике: республиканский грузооборот соединят с морским портом Санкт-Петербурга
© Реальное время

Татарстан включается в глобальную систему интегрированных контейнерных грузоперевозок морским путем. Как стало известно "Реальному времени", первый контейнерный поезд с татарстанским экспортом, сформированный на железнодорожной станции вблизи ОЭЗ "Алабуга", на днях прибудет в морской порт Санкт-Петербурга. Отсюда контейнеровоз компании Maersk отправит его в страны Юго-Восточной Азии. Интересно, что до этого морской путь опробовал производитель люксовых автомобилей Aurus: по его заказу в ОЭЗ "Алабуга" было поставлено оборудование из Южной Кореи. По мнению экспертов, интерес к интермодальным морским перевозкам подстегнуло бурное развитие e-commerce, которое заставляет перекраивать логические маршруты в пользу более экономичных.

Первый контейнерный из Елабуги

В порт Санкт-Петербурга прибудет первый контейнерный поезд, собранный на железнодорожной станции Тихоново вблизи Елабуги (входит в Куйбышевское отделение РЖД). В морском порту 57 прибывших в порт 40-футовых контейнеров с татарстанскими экспортными товарами будут погружены на морской контейнеровоз компании Maersk и отправлены зарубежным заказчикам. С этого момента движение контейнерных поездов по кольцевому маршруту "порт Санкт-Петербург — Татарстан (Елабуга) — порт Санкт-Петербург" станет регулярным. Как сообщили организаторы контейнерных перевозок, "теперь импортные грузы для татарстанских предприятий могут доставляться в контейнерах по фиксированному расписанию "до двери" в республике, а продукция татарстанских экспортёров — в обратном направлении конечным покупателям на зарубежные рынки. Вместимость поезда составляет 60 40-футовых контейнеров. Частота отправок еженедельно. Транзитные время по маршруту составляет 4 суток. Выходы из Санкт-Петербурга по средам, прибытие в Елабугу — по воскресеньям".

Напомним, что 30 июня 2021 года Президент РТ Рустам Минниханов и руководитель компании "Maersk Восточная Европа" Жолт Катона подписали соглашение о намерениях по развитию международных контейнерных перевозок на территории республики. Документ предусматривает создание регулярных контейнерных маршрутов между Татарстаном и крупнейшими российскими портами, подключение татарстанских предприятий к глобальным цифровым платформам Maersk по заказу и организации международных перевозок.

По пути Аurus?

Ключевой момент: почему контейнерное сообщение формируется в отдалении от крупных логических складов, сосредоточенных преимущественно в Заволжье Татарстана? Источники на российском логистическом рынке объяснили близость к ОЭЗ "Алабуга" тем, что именно здесь развернута масштабная сборка автомобилей, для которой периодически поставляются отдельные автокомпоненты из-за рубежа для резидентов ОЭЗ "Алабуга". Правда, в пресс-службе группы компаний "Соллерс" уточнили "Реальному времени", что отгрузка комплектующих через морской порт Санкт-Петербурга не ведется, а сама компания настроена на доставку железнодорожным транспортом.

Между тем, первый контейнерный рейс по этому маршруту был выполнен намного раньше до запуска регулярного кольцевого сообщения с выходом на морские пути. Как сообщало "Реальное время", в ноябре прошлого года производитель люксовых автомобилей Aurus договорился с "РЖД Логистикой" о поставке оборудования из Южной Кореи на свои производственные мощности в Татарстане. ""РЖД Логистика" доставит на завод республики 65 контейнеров с оборудованием из Южной Кореи. По железной дороге они будут прибывать на станцию Тихоново Куйбышевской железной дороги. Оборудование будет доставлено в терминал особой экономической зоны "Алабуга"", — сообщала пресс-служба дочерней компании РЖД. Одновременно с этим "Аурус" стало резидентом ОЭЗ "Алабуга", арендовав 17 тыс. кв.м готовых производственных площадей индустриально-технологического парка "Синергия 4.1". Предприятие нацелено на выпуск 542 бронированных и небронированных автомобиля в год, а сварку и окраску автомобилей будет осуществлять компания "Соллерс Форд" на своем заводе в "Алабуге".

Правда, станут ли контейнерные поставки автокомпонентов регулярными как на внутрироссийском сообщении, так и трансграничным, неясно. В пресс-службе "Аурус" не успели ответить на запрос "Реального времени".

Maersk везет японские грузы в Британию через Транссиб

Запуск новых контейнерных поездов стали популярными в разгар пандемии в связи с бурным развитием электронной торговли. Они курсируют внутри России и в трансграничном сообщении, отмечают эксперты российских логистических компаний. Так, в начале этого года РЖД отправило со станции Находка-Восточная первый транзитный контейнерный поезд с грузами из Японии по Транссибирской магистрали до порта Санкт-Петербург. Доставка контейнеров была выполнена в рамках регулярного сервиса Maersk — АЕ19, оперируемого совместно с компанией "Модуль". "В составе поезда — 40 сорокафутовых контейнеров со спортивной одеждой и инвентарем. Из японского порта Иокогама морем их доставили до порта Восточный, где они были перегружены на железную дорогу", — сообщала пресс-служба РЖД. По Транссибирской магистрали поезд дошел до порта Санкт-Петербург для последующей отправки морем в порт Филикстоу (Великобритания). "Перевозка через территорию России становится все более и более привлекательным альтернативным маршрутом доставки контейнеров между Азией в Европой, даже для такого традиционно морского направления, как из Японии в Великобританию, — заявил генеральный директор "Maersk Восточная Европа" Жолт Катона. Таким образом, ОАО "РЖД" и ООО "Маэрск" стараются развивать интермодальные перевозки как внутреннем сообщении, так и трансграничном. В октябре прошлого года они заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на долгосрочное партнерство в области развития цифровых сервисов для транзитных мультимодальных перевозок с использованием технологии блокчейн.

Морской путь — путь к экономии

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрия Суховерша считает, что спрос на эту услугу подстегнуло бурное развитие электронной торговли. По большей части это товары народного потребления: одежда, обувь, бытовая химия. "Во многом, это обусловлено значительным ростом продаж в сегменте электронной коммерции и спадом потребительской активности в офлайн-торговле. Авиационные и автомобильные доставки с основных производственных площадок Азии в Европу были в значительной степени ограничены, а тарифы непропорционально завышены, поэтому бизнес был вынужден выбирать между увеличением сроков доставки (при железнодорожных отправках они увеличились примерно на две недели) или между увеличением сроков перевозки на месяц и более (по морю), но с сокращением транспортных расходов", — полагает он. Кроме того, еще во время разгара пандемии возникла острая потребность "в доставке крупных партий медицинских принадлежностей в сжатые сроки". В силу этого грузовые потоки переориентируются на морские перевозки, так как это наиболее дешёвый вариант, отмечает Суховерша.

Партнерство ОАО "РЖД" и ООО "Маэрск" выгодно обеим сторонам. С одной стороны, увеличивается грузооборот портов РФ. Согласно данным аналитического онлайн-сервиса SeaNews ПОРТСТАТ, контейнерооборот всех морских портов России в августе 2021 года увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 0,4%. Доля Балтийского бассейна в общем контейнерообороте всех морских портов РФ составляла 44,1%, Дальневосточный бассейн обработал 41,2%, на Азово-Черноморский, Арктический и Каспийский бассейны приходилось 11,8%, 2,9% и 0,05% соответственно. С другой стороны, железнодорожный транспорт отыгрывает "очки" у автомобильного, которые снижает обороты. По данным статистики внешней торговли РФ (статистика ФТС), в прошлом году объем перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами составил 31,3 млн тонн, показав снижение на 4,5% по сравнению с 2019 годом. По данным экспертов, это связано со снижением отгрузки сырьевых материалов. Чаще всего на экспорт автотранспортом отправляются лес, удобрения, зерно и продукты питания. Основным направлением грузоперевозок автотранспортом из России являются европейские государства (Финляндия, Германия, Польша).