Решение Центробанка может сделать полмиллиона россиян должниками: это все, кто что-то оплачивал через терминал CyberPlat
17 сентября, как мы писали, Банк России принял решение отозвать лицензию на осуществление банковских операций у банка «Платина». Официально регулятор сообщил, что банк подозревается в организации переводов в адрес нелегальных казино и букмекерских контор, а также в нарушении «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. В банке с этим не согласились (и даже пытались обратить внимание на проблему через свой сайт), но в конечном счете в банк была введена временная администрация. Кроме прочего, банк «Платина» обеспечивал работу платежной системы «Киберплат» (CyberPlat), которая насчитывала почти 1,5 миллиона точек оплаты по всей России – преимущественно это терминалы самообслуживания, но также банк предоставлял услуги по приему платежей в салонах связи и даже в других банках. Из-за отзыва лицензии, как стало известно СМИ уже 17 сентября, не до конца проведенные платежи «зависли» в системе. Теперь же стало известно, что объем незавершенных платежей – значительный. Как сообщает сама платежная система «Киберплат» на своем сайте, из-за отзыва лицензии у основного банка система не может завершить 518 тысяч платежей россиян. Среди получателей средств – государство (по налогам, пошлинам и штрафам ГИБДД), банки (погашение кредитов) и даже учреждения образования (плата за детские сады и художественные школы). «Киберплат» констатирует, что граждане рискуют невольно стать должниками из-за действий Центробанка – временная администрация банка «Платина» не может ни вернуть эти платежи обратно, ни провести их, так как это запрещает закон. При этом ни в Банке России, ни на сайте Агентства по страхованию вкладов не сообщается, что вообще можно предпринять тем, кто что-то оплачивал через терминал системы. По факту система «Киберплат» с самого отзыва лицензии у банка не функционирует, и быстро переключиться на другой банк и восстановить сервис не сможет, рассказывал журналистам член совета директоров SIAB Владимир Кузнецов (который до этого 15 лет работал в системе «Киберплат). Через систему также проходили платежи и другим поставщикам услуг – в том числе коммунальные платежи в Москве (через ВТБ), платежи в адрес операторов связи МТС, МГТС, «МегаФон», «ВымпелКом», Теlе2, платежи для компаний Avon, ПИК, «Мосэнергосбыт», «Мособлгаз», и т.д. Всего система перечисляла платежи в адрес 8300 сервис-провайдеров, поэтому ущерб рынку может быть действительно большим. Несмотря на это, по оценкам, система «Киберплат» занимала менее 10% рынка, тогда как до 80% платежей за сотовую связь шли напрямую через банки. Но когда и как можно будет вернуть «зависшие» в системе деньги, до сих пор неизвестно. Пока единственная реакция на проблему – у банка «Ренессанс Кредит», который решил добровольно зачесть «зависшие» платежи по кредитам своих клиентов.