Цены на газ оставят европейцев без работы
Франция, Испания, Чехия, Румыния и Греция предложили расследовать причины рекордного скачка цен на газ в Европе. Об этом говорится в совместном заявлении пяти стран, его опубликовал журналист Bloomberg Хавьер Блас в Twitter.
В заявлении авторы призывает расследовать «функционирование европейского рынка газа». Они хотят выяснить, по какой причине «текущие газовые контракты оказались недостаточны».
Напомним, цены на газ в Европе растут уже больше месяца. С начала октября они уверенно закрепились выше 1200 долларов за 1000 кубометров топлива. Это стоимость биржевых контрактов с поставкой в ноябре. Поздняя осень и приближающаяся за ней зима лишают европейцев оптимизма. Беда в том, что энергетические кризисы подобного масштаба могут стать в Старом Свете привычным делом.
Главным их виновником являются политические руководители Евросоюза, считает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев:
- Всё, что там сейчас происходит, связано с одной очень серьёзной системной ошибкой. Руководители Евросоюза приняли целый набор политически-мотивированных решений, которые и сделали энергетический рынок в Европе неликвидным. Фактически они создали для себя энергетический кризис. Главным образом - это так называемый Третий энергопакет, мешающий Газпрому поставлять в ЕС газ в полном объёме. Второе, это жёсткие требования по переходу на спотовый рынок - к покупке газа и других энергоносителей через биржи.
Сегодня 30% газа в Европе продаётся на спотовом рынке. Здесь заключают контракты на небольшой период поставки. Сюда может прийти сжиженный природный газ (СПГ) со всего мира. Но и конкурировать европейским потребителям приходится с покупателями из других частей света, объясняет ситуацию директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
- Борьба за газ сейчас идёт между европейскими и азиатскими рынками. И кто предложит более высокую цену, тот и получит топливо. Потому что у СПГ тоже определённое количество в мире, он не из воздуха берётся. Его надо добыть, преобразовать в жидкое состояние, транспортировать и т.д. Рынок - это палка о двух концах, особенно такой, как рынок газа - с большой инфраструктурной составляющей. На нём опасно играть в игры со свободным ценообразованием. Надеюсь, европейцы поймут, что конкуренция - это не только снижение цены, но иногда это ещё и резкий рост цен.
«СП»: - Как только вышли новости о начале технического заполнения «Северного потока-2» цены на газ в Европе ненадолго опустились, причём сразу на $70. Но со временем снова пошли вверх. Как это можно объяснить?
- Конечно, рынок очень ждёт запуска «Северного потока-2». Но мало запустить газопровод, нужно ещё снять ограничения, связанные с его использованием. Сейчас этому мешает так называемая Европейская газовая директива. Пока она действует, «СП-2» не может быть задействован на полную мощность – только на 50%. По соображениям европейских антимонопольщиков, откуда-то с неба должен появиться какой-то газ и составить конкуренцию газу из России.
Конкуренцию газу из России, кроме СПГ по $1200 за 1000 кубометров, в Старом Свете может составить только газ из России. Своих крупных месторождений у стран континентальной Европы нет. Основу энергетического баланса Евросоюза составляют поставки голубого топлива по трубопроводам. С востока приходит российский газ, с севера - норвежский, с юга - алжирский. Объёмы этих поставок долгое время были постоянны. Но нынче ситуация резко изменилась, объясняет Рустам Танкаев:
- Месторождения природного газа в Норвегии и Алжире старые. В последнее время добыча там падала на 5% в год, в среднем. В этом году они подошли к истощению своих месторождений. Случился обвал. За девять месяцев текущего года добыча газа в этих странах сократилась на 19%. Это очень много.
«СП»: - Неужели всё сошлось в один момент на газовом рынке и ничего кроме этого вида топлива в Европе нет?
- Европейцы долго и настойчиво уходили от грязного топлива. В первую очередь от угля. Закрывали атомные электростанции. И это правильно, потому что Европа - сейсмоопасная зона. При этом они увеличивали долю возобновляемых источников энергии в своём энергобалансе. Главным образом ставка делалась на ветер и солнце. В результате, их доля была доведена до предела - до 20%. А критические показатели таких ненадёжных метеозависимых источников энергии в энергобалансе не может превышать 10%.
Все эти эксперименты европейские политики проводят в конечном итоге со своей промышленностью. Именно предприятия в первую очередь переводят на возобновляемые источники энергии. А когда их не хватает, фабрики и заводы покупают СПГ на спотовом рынке. Социальная сфера в старом свете по-прежнему обеспечивается газом по долгосрочным контрактам. И он недорог - 230-300 долларов за 1000 кубометров. А вот стоимость газа для промышленности всё ближе подходит к опасным уровням, считает Рустам Танкаев:
– Какой-то непродолжительный период можно любые деньги заплатить за газ. Но никакое предприятие не будет покупать газ по $1500 за тысячу кубометров. А к этому всё идёт. Такая цена достигалась во время кризисов в Юго-восточной Азии и в США. Наверняка она может достигнуть такого уровня и в Европе. Но это уровень закрытия промышленных предприятий. И по социальной сфере Европы ударят не холодные дома, а огромная безработица.
Сергей Пикин сомневается в таком развитии событий в ближайшее время. Ключевые европейские экономики позаботились о газе заранее.
– В Великобритании хранилища газа заполнены почти на 100%. Во Франции тоже близко к максимуму. Так что ни Великобритания, ни Франция, ни Германия с дефицитом газа никогда не столкнутся. У них хранилища шире, и заполнены они почти полностью. В других странах дела пока похуже. В Испании или в Прибалтике хранилища заполнены чуть больше, чем на половину. Впрочем общий уровень в Европе - 75% - близок к комфортному. В 2012-2013 годах Европа заполнила хранилища всего на 70%. И ничего - пережила зиму.
Опрошенные «СП» эксперты сомневаются, что подобные энергетические кризисы будут происходить в старом свете регулярно. Чтобы решить эту проблему, европейским политикам придётся отказаться от многих своих антироссийских решений, считает Рустам Танкаев:
- Европа может решить эту проблему только отказавшись от санкций, от Третьего энергопакета, от всего того безобразия, которое они наворотили, чтобы ослабить Россию. Но пока они ведут себя согласно русской поговорке - назло маме отморожу уши.
«СП»: - Пока же в Евросоюзе предпочитают обвинять Россию в раздувании газового пузыря. Дескать, Газпрому выгодны высокие цены на газ на спотовом рынке. В ЕС считают, что российская компания таким образом подталкивает европейские власти к запуску «Северного потока-2» до одобрения регуляторами.
- Не понимаю, как «Газпром» может влиять на цены на спотовом рынке. У нас через спот проходит не больше 25% российского газа. Особенно сильно нагреть на этом руки Россия не может. Да Россия в этом и не заинтересована. Потому что высокие цены означают остановку промышленности. А значит, сокращение объёмов потребления газа. В результате, на круг Россия проиграет.
«”Газпром” избрал политику, что он работает по контрактам. Просто поставлять газ на биржу с непонятной перспективой, что там будет с ценами, он не готов», - поясняет Сергей Пикин:
- Мотивации вздуть цены до небес тоже нет, потому что за ростом цен неизбежно следует столь же резкое падение. А текущие цены - это всё-таки некий пузырь. Для Газпрома важна стабильность, как для любого производителя, а не спекулянта. Пусть газ будет стоить 250-300 долларов за 1000 кубометров, но зато гарантированно на 15 лет. А не такие качели, когда в прошлом году газ был по $40, а сейчас $1200 - рост в 30 раз!