Конкуренту «Северному потоку-2» сварили последний шов
Польша завершила работы на самом сложном участке строительства газопровода Baltic Pipe, благодаря которому рассчитывает отказаться от российского топлива и перейти на норвежское.
«Завершено строительство морского участка Балтийской трубы в Балтийском море. 18 ноября этого года был выполнен последний сварной шов на газопроводе, соединяющем побережья Дании и Польши. Этот день значительно приближает нас к достижению желаемого безопасного разнообразия источников поставок в Польшу в 2022 году», - говорится в сообщении польского газового оператора Gaz-System.
По словам полномочного представителя правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского, мощность трубопровода составит 10 миллиардов кубометров в год, что сопоставимо с объемом газа, получаемого Польшей по долгосрочному контракту с российским «Газпромом», срок действия которого истекает в декабре 2022 года. Стоимость проекта Baltic Pipe составляет примерно в 1,7 миллиарда евро.
В течение года должны пройти различные испытания и согласования, чтобы с 1 октября следующего года можно было начать коммерческую транспортировку газа с норвежского шельфа в Польшу.
Примечательно, что Baltic Pipe начинается в Северном море и подключен к другому подводному трубопроводу Europipe II, по которому сейчас поставляется газ с норвежского шельфа в Германию. То есть речь, скорее, идет о перераспределении добываемых на норвежском шельфе объемов, часть из которых будет перенаправлена в Польшу.
Как заметил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в плане энергообеспечения в Польше все-таки рассчитывают не только на Baltic Pipe, но и на сжиженный природный газ.
- Кроме того, они уже заявляли, что не рассматривают 100-процентный отказ от российского газа. Они хотят более выгодные условия контракта с «Газпромом». Посмотрим, насколько это им удастся, потому что для «Газпрома», то, что построили поляки – не проблема. Baltic Pipe пересекает «Северный поток-2», но «Газпром» никогда не протестовал против этого проекта.
Дело в том, что запасы Северного моря ограничены, и в ближайшие годы резкого роста добычи не произойдет. Наоборот, она будет постепенно снижаться и «Газпрому» все равно, куда пойдет этот газ. Если он не пойдет в Польшу, значит, другие страны закупят больше.
«СП»: - Baltic Pipe все-таки может как-то изменить ситуацию на газовом рынке Европы?
- Это проект, в котором заинтересована Польша в том плане, что ей не нравится Россия исключительно по политическим причинам. У России тоже голова болит от постоянных польских заявлений, что Россия виновата во всем.
От того, что Польша будет покупать газ у Норвегии, на газовом рынке его больше не будет, потому что новых объемов добычи там нет и не планируется.
«СП»: - Как вы заметили, у России голова болит от польских заявлений. Не приведет это к тому, что после запуска «Северного потока-2» проходящий через Польшу газопровод «Ямал-Европа» станет не нужен и России будет проще отказаться от него?
- Сложно сказать, что совсем не нужен. Во-первых, «Газпрому» принадлежит 48% акций польского участка «Ямал-Европа», а белорусского участка – 100%, поэтому российская компания не заинтересована в том, чтобы его собственность превращалась в ничто.
Объем может сократиться, но все будет зависеть от европейских покупателей, потому что «Газпром» поставляет ни туда, куда хочет, а туда, где покупают. Если будут больше запрашивать по «Ямал-Европа», то будут поставлять по нему. Если будет больше по «Северному потоку-2», то по нему. «Газпром» не может заставить всех своих клиентов покупать только по «Северному потоку-2».
Независимый эксперт Николай Подлевских также считает, что Baltic Pipe не может стать как альтернативой «Северному потоку-2», так и заменить поступающие мощности.
- Здесь больше политических составляющих. Поскольку идет подготовка к сертификации «Северного потока-2», то любое «лыко в строку». Думаю, что сейчас тему трубопровода Baltic Pipe будут раздувать. Можно вспомнить, как раздували поставки сжиженного газа и в Прибалтику, и в Польшу. И где эти поставки?
Эти информационные вбросы были нужны, когда принималось решение о строительстве «Северного потока-2». Сейчас это важно, чтобы повлиять на исход сертификации, какие ее специальные условия.
«СП»: - Мощность Балтийского газопровода в пять с лишним раз меньше «Северного потока-2». К тому же поставки будут идти с норвежского месторождения, добычу на котором, как говорят многие эксперты, наращивать не планируется. В какой степени Baltic Pipe может реально конкурировать с российским проектом?
- Не возьмусь сказать, насколько он будет заполнен, потому что в Норвегии есть возможности переброски с одних поставок на другие. Думаю, что сейчас рано хоронить газовую добычу Норвегии, но там идет истощение, и в обозримой перспективе этот фактор будет играть роль на газовом рынке Европы.
В Европе планируются «зеленые переходы», снижение объемов потребления газа, но обсуждать то, что будет в районе 50-х годов - это ни о чем.
«СП»: - Какова после запуска Baltic Pipe может быть судьба газопровода «Ямал-Европа»?
- Газопровод будет работать. В условиях, когда ожидается возобновление контрактов, каждый аргумент можно преувеличивать, чем поляки и занимаются. Но то, что они будут использовать российский газ у меня сомнений нет. Другое дело, что акценты по поставкам сместятся в сторону Германии, и она будет распределяющим хабом. Можно предположить условно реверсные поставки из Германии в Польшу. Есть же аналогичные украинские.