Алексей Галахов, «Ингосстрах»: «Нашу цифровизацию мы начали задолго до пандемии»

На повестке дня — перспективы введения обязательного экологического страхования и ESG-повестка в целом. О главных трендах на рынке, об итогах года и прогнозах на будущее рассказал заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу компании «Ингосстрах» Алексей Галахов.

Алексей Галахов, «Ингосстрах»: «Нашу цифровизацию мы начали задолго до пандемии»
© BFM.RU

Алексей, заканчивается уже второй пандемийный год. Хотелось бы поговорить о том, каким он был для рынка корпоративного страхования: что росло, что падало? Какие сегменты показали лучшие и худшие результаты в 2021 году?

Алексей Галахов:

Мы очень неплохо выросли в 2021 году. Но выросли и в прошлом году, невзирая ни на что. Очевидно, что были отрасли и сегменты нашей экономики и в прошлом году, и в этом, которые испытывают, конечно же, влияние пандемии. Но мы сильно дифференцированный бизнес. И в целом по нашему портфелю двигаемся вперед. Это не совсем скромно может прозвучать, но наши показатели по полугодию выросли, притом что рынок снизился на 3%. И несмотря на то, что цифра корпоративного рынка практически неизменна на протяжении пяти лет, — это величина, которая колеблется в очень незначительную сторону вокруг 170-175 млрд рублей,

по полугодию «Ингосстрах» вырос на 20%.

Давайте буквально в двух словах заглянем в будущее и обозначим горизонты следующего года.

Алексей Галахов:

Еще не предновогодняя пора, год еще не закончился, а мы, страховщики, наверное, отчасти суеверные люди, мы пока осторожны в прогнозах, и нас можно понять. И это не только профессиональная деформация, это еще и статистика: конец года всегда непрост. В макроэкономических прогнозах на конец года мы видели заметный рост экономики и, соответственно, рост ВВП. Конечно, в такой ситуации будет расти и наш рынок в том числе. И действительно хочется, чтобы экономика этого запланированного роста достигла. Тогда мы также будем двигаться вперед и, конечно же, развиваться. И можно будет действительно сказать, что мы движемся благодаря росту экономики. Потому что на фоне некоторого падения это, наверное, было вопреки спаду, а это сложнее.

Перейдем к следующей теме. Когда мы говорим о бизнесе и пандемии, опять же неизменно возникают вопросы цифровизации. Если говорить непосредственно о страховании, то розница практически полностью перешла в онлайн, а что происходит с сегментом B2B? Что корпоративные клиенты могут уже сегодня позволить себе оформить онлайн?

Алексей Галахов:

Может быть, удивлю вас, но нашу цифровизацию мы начали, в принципе, задолго до пандемии. И первый полис онлайн продали еще в 2018 году. Я понимаю контекст вопроса. Если говорить о том, насколько пандемия подстегнула спрос, то мы, наверное, нашим продуктовым предложением этот спрос и простимулировали. А дальше, как это бывает абсолютно во всех жизненных и бизнесовых ситуациях, работает комбинаторика факторов. Во-первых, мы — компания первого выбора. И это часть нашей стратегии. К моменту пандемии мы на сайте уже держали 11 продуктов для корпоратива. Их можно было купить «кликом», условно говоря. Определенные объемы уже наращивались и до пандемии. В момент самого локдауна не было взлетов, не было каких-то прорывов в этом плане. Объясню почему: это продукты по страхованию ответственности, которые неплохим спросом пользуются у арендаторов крупных торговых центров, а они остановили не только свою деятельность, но и платежи. Это ОСГОП — страхование ответственности перевозчиков пассажиров, полисы, которые мы тоже предлагаем нашим клиентам купить онлайн. И этот сегмент в разгар пандемии тоже испытывал трудности. Но по мере смягчения ограничительных мер, по мере выхода всех в офлайн мы наших клиентов поддерживали, сопровождали и хорошо выросли.

Нельзя пройти мимо ESG-повестки. Это действительно очень большая работа, которая ведется компаниями по всему миру. И плюс ко всему, к сожалению, иногда жизнь просто заставляет обращать внимание на ESG-повестку. Например, после разлива нефтепродуктов в Норильске. Тогда же многие заговорили о возможности введения экологического страхования. Как вам кажется, насколько это перспективная идея?

Алексей Галахов:

Экологическое страхование — это, в общем-то, часть этого понятия, а уже, можно сказать, и целой культуры. У нас до 2024 года экологическое страхование будет, назовем это так, вмененным. К сожалению или к счастью, мы уже фактически «там», считайте. Практика наших зарубежных коллег показывает, что кроме ОСАГО в большинстве стран нет никакого обязательного страхования, и я с профессиональной точки зрения считаю, что правильнее приходить к этому естественным путем, но это с одной стороны. С другой стороны, мы помним, как у нас вводились предыдущие виды обязательного страхования, например страхование ответственности опасных производств, ответственности перевозчиков. Значит, мы идем этим путем: законодательно, ментально, управленчески. Случай, который был упомянут, с уважаемой организацией, кстати, являющейся нашим клиентом, отчасти стал катализатором. Но это — одна из частей. Другая часть — это то, что уже происходит с нашими партнерами. Например, «зеленый» паспорт экоотрасли или некоего клиента. Наши партнеры — перестраховщики, да

и

страховщики

не страхуют «грязные» производства, в их картине мира это недопустимо. И не дают им покрытия, если они не становятся «зелеными». Мы, конечно, все еще живем не по таким жестким правилам. Но мы на пути к этому, наша компания очень четко это понимает. Естественно, мы не занимаемся производством, мы — поставщики услуг и в какой-то степени, пусть это и опять не совсем скромно, — эталонная ESG-структура. Цифра избавляет нас от документооборота. Возможность использования дистанционных каналов для контакта с клиентами позволяет им не выходить на улицу, им не надо ехать и жечь бензин. Мы придем к тому, что страховые премии и ставки страховых премий для более экологичных клиентов будут ниже. С точки зрения социальной ответственности и уровня корпоративного управления «Ингосстрах»

очень сложно организованная компания, и у нас уровень корпоративного управления, являющийся частью ESG, очевидно, находится выше среднего по рынку. В этом контексте мы — часть глобальной международной группы. А социальная ответственность — это про людей. И мы, кстати, в корпоративном сегменте — номер один по показателям удовлетворенности клиентов.

Это также социальная ответственность по обязательствам по договорам, ответственность перед собственными сотрудниками. И мы живем этим. Интересно, когда появляется некий модный тренд, не все знают, как это расшифровывается, что за этим стоит. Но, когда примеряешь его на собственную деятельность, собственную компанию, понимаешь, что мы в этой системе ценностей и координат, оказывается, находились всегда.