Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Списали и забыли: как государство прощает должников

: долг компаний перед бюджетом на конец 2020 года составил 2,6 трлн руб.

Списали и забыли: как государство прощает должников
Фото: Руслан Шамуков / ТАССРуслан Шамуков / ТАСС

Более 2,6 трлн рублей задолжали компании, работающие по госзаказам. На такой размер дебиторской задолженности указала Счетная палата. Причем долги бизнеса госбюджету не только не снижаются, а, наоборот, растут — по причине банкротства компаний и неэффективной работы менеджеров, управляющих имуществом государства.

Видео дня

Счетная палата проверила, как министерства и ведомства управляют госимуществом, и обнаружила рост дебиторской задолженности — когда компании пользовались кредитами или арендовали госимущество и не выполнили своих обязательств, в данном случае перед госбюджетом. Отчет аудиторов есть у .

«Проанализировав бюджетную отчетность, мы констатировали неудовлетворительную работу с дебиторской задолженностью, объем которой с 2015 года постоянно увеличивался, составив в 2020 году 2,6 трлн рублей, или 137% к уровню 2015 года», — сообщил на коллегии СП аудитор Андрей Батуркин.

Триллионы невозвратных средств

В последние годы дебиторская задолженность то росла, то снижалась, но традиционно исчислялась в сотнях миллиардов и даже триллионах рублей. В 2015 году дебиторка составляла 1,9 трлн, в 2016 она выросла до 2,2 трлн, в 2017-м снизилась до 2 трлн, но в следующем году подскочила до 2,8 трлн руб., следует из отчета СП. В 2019 году задолженность составила 2,6 трлн руб.

В 2018-м к тому же появилась так называемая долгосрочная задолженность (не погашенная более 12 месяцев). Ее доля в общей задолженности бизнеса перед бюджетом составила около 500 млрд руб..

В 2020 году долгосрочная (почти невозвратная) задолженность составила уже половину всех долгов.

Ключевая причина гигантских долгов компаний перед бюджетом — банкротство, считает СП. «Среди причин, влияющих на динамику просроченной дебиторской задолженности, можно выделить нахождение должников по договорам аренды имущества, принадлежащего Российской Федерации, в предбанкротном состоянии, в стадии банкротства или ликвидации», — говорится в отчете контрольного ведомства.

Вторая причина — «низкая платежеспособность должников, вызванная ухудшением финансово-экономического положения бизнеса в условиях пандемии COVID-19 и нехваткой оборотных средств».

Госменеджеры списывали долги

Как отметила Счетная палата, главные распорядители бюджетных средств (62 министерства с подведомственными службами и агентствами) разработали «дорожные карты» для снижения задолженности. Эти карты в течение двух-трех лет были приняты всеми ведомствами, но результат оказался противоположным задуманному.

«Как результат, мы имеем наращивание просроченной дебиторской задолженности и ее последующее уменьшение путем списания», — отметил Батуркин.

Он добавил, что госменеджеры до сих пор не создали даже единый реестр должников федерального бюджета.

«Задолженность неплатежеспособных дебиторов за три истекших года увеличилась в восемь раз», — подсчитали в СП, указав на те ведомства, которые не способны снизить долги бизнеса. Это , Федеральная служба судебных приставов, , Росавтодор и даже управление делами президента РФ.

Снижение показателя задолженности неплатежеспособных дебиторов обеспечили (минус 289 млн руб.), Росприроднадзор (минус 3,4 млрд руб.), (минус 110 млн руб.)

Информация о наличии задолженности позволила бы оценивать надежность контрагентов государства еще на этапе заключения соглашений и договоров, считают в СП.

«Ситуация, когда есть организация, которая имеет долги перед федеральным бюджетом и при этом продолжает получать субсидии, допускается до госзакупок и иметь прочие формы поддержки, не совсем корректная», — отметили в Счетной палате.

поддержал предложение Счетной палаты по созданию единого реестра. Директор департамента доходов Минфина , присутствовавшая на коллегии СП, пообещала ускорить этот процесс. Этому поможет оцифровка фактуры по проблемным плательщикам, уточнила чиновница.

В бизнесе ни один управленец не может себе позволить халатного отношения к процессам управления дебиторской задолженностью, а госструктуры почему-то могут, говорит эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости , директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов в беседе с «Газетой.Ru».

«Экстраполируя бизнес-процессы на бюджетные, напрашивается вывод об отсутствии четкой и работоспособной системы работы госструктур с должниками», — говорит Саськов.

Эксперт не исключает «коррупционный фактор» в ситуации, когда компания-должник получает от государства все новые и новые заказы на проведение работ или услуг.

«Но основным фактором все-таки выступает не криминальная составляющая, а банальная некомпетентность, накладывающаяся на несовершенство нормативно-законодательной базы», — заключает эксперт.

Счетная палата не впервые указывает на низкое качество работы распорядителей государственных ресурсов. Например, в ноябре 2020 года СП обнародовала доклад о неэффективном расходовании средств Резервного фонда правительства. Он постоянно увеличивался в размерах. В него было закачено 2,1 трлн рублей. Это 10,7 % от общего объема расходов федерального бюджета 2020 года. Однако средства фонда тратились чиновниками очень скупо, хотя в стране случилось немало чрезвычайных ситуаций.

По оценке главы Счетной палаты РФ , объем неисполненных расходов федерального бюджета за 2020 год составил около 1 трлн руб.

Последние новости