США вышвырнут Россию с нефтяного рынка

Администрация США продолжает разрабатывать всевозможные варианты санкций против Российской Федерации в случае «вторжение» на Украину. Как пишет CNN со ссылкой на нескольких чиновников, рассматривается даже такой радикальный вариант, как ограничения в сфере энергетики. Но такой сценарий Вашингтон оставляет на самый крайний случай, так как учитывает, как подобные санкции скажутся на ценах на бензин и мировой экономике в целом.

США вышвырнут Россию с нефтяного рынка
© Свободная пресса

По словам одного чиновника, в администрации работают над целым «меню вариантов», но не собираются осуществлять все сразу. Меры против энергетического сектора — это наиболее экстремальный вариант на случай, если это «будет необходимо».

Представители американской администрации считают, что есть корреляция между рейтингами одобрения президента США Джозефа Байдена и ценами на бензин, которые неизбежно вырастут, если с рынка пропадут российские объемы нефти, поэтому не хотят «раскачивать лодку». В то же время, эксперты, опрошенные CNN, предупреждают, что без жестких мер против энергетического сектора санкции против России будут недостаточно сильными для ее «сдерживания».

Впрочем, как считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, санкции США против российского энергетического сектора – это фантастика при любом развитии событий. Точнее, ограничения возможны, но если их введут Штаты в одностороннем порядке, российская энергетика от этого не особо пострадает. А вот если к ним присоединиться и Европа, эти санкции, в первую очередь, ударят по ним, потому что насколько подскочат цены на газ, которые и без того держатся выше тысяч долларов за тысячу кубометров, при изъятии трети потребляемого ЕС сырья с рынка, даже предположить сложно.

- Вспомните, как совсем недавно все дружно заголосили о новых санкциях против «Северного потока-2». Ну и как с ними дела, как дела с оборонным бюджетом? Напомню, что их там не оказалось. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что полномасштабных санкций против российского энергетического сектора не будет. Объясню почему.

Россия сейчас занимает второе-третье место по поставкам нефти и нефтепродуктов в США. Мы поставляем туда порядка 20 миллионов баррелей в месяц. Возможно, это не самый выдающийся результат, далеко отстоящий от того, что демонстрирует Канада, занимающая первое место. Но на Канаду приходится 50% импорта нефти и нефтепродуктов в США. А Россия для Штатов заместила такую страну, как Венесуэла, против которой они ввели санкции в 2019 году, когда она по какой-то необъяснимой причине решила, что может выбрать президента, не спрашивая у США.

Конечно, можно сказать, что Венесуэлу США заместили без проблем. Но заместили ее как раз Россией. А дальше кем будем замещать? К тому же, РФ – это не Венесуэла по объему ресурсов, а один из трех крупнейших производителей нефти и второй по величине производитель газа в мире. Причем по газу Россия занимает второе место в мире по объему экспорта. А ведь если вводить санкции, имеет смысл вводить их в полной мере, чтобы и Евросоюз к ним присоединился.

«СП»: - Но ведь США могут ввести для начала санкции и в одностороннем порядке?

- Если США будут действовать в одиночку и просто запретят импорт российской нефти, РФ найдет, куда эти объемы отправить. Потому что Штатам придется откуда-то это сырье взять, а, значит, эта рыночная ниша освободится, и Россия сможет ее занять. Если США введут санкции против российского газа, это не окажет никакого воздействия, потому что газ в США мы не поставляем. Разве что за исключением компании «Новатэк», которая занимается сжиженным газом, и он периодически доплывал через вторые и третьи руки в США, но значимых объемов поставок там все же не было.

Крупнейшими покупателями наших энергоресурсов являются Европа и Китай, или, если взять шире, Азиатско-Тихоокеанский регион. То же самое касается нефти и даже угля. Я слабо представляю, что могут сделать единолично наши американские партнеры. Подобного рода санкции должны носить массовый характер и включать страны Европы. Без этого эти ограничения не окажут заметного эффекта.

«СП»: - Но это может быть не эмбарго, а другие ограничения против нашего нефтегазового сектора, что тогда?

- Напомню, что США уже накладывали различного рода санкции на две наши крупнейшие нефтяные компании – «Роснефть» и «Газпром нефть». Но это никак не сказалось на финансово-производственных показателях этих компаний. Потому что эти ограничения либо не оказывали заметного воздействия, либо обходились. К счастью, Россия еще не успела потерять наследие Советского Союза в виде производственных мощностей, научного сектора и так далее. Конечно, на сто процентов заместить всю продукцию из-за рубежа мы не можем. Но мы можем заместить большую часть без существенной потери качества.

Например, были введены ограничения, которые коснулись нефтегазосервисной составляющей на восточных месторождениях «Газпрома» - Ковыктинского и Чаяндинского. Часть западного оборудования пришлось замещать. Да, у нас нет таких же аппаратов, но есть довольно близкие по характеристикам, и их благополучно использовали. И, как видим, несмотря на санкции, «Газпром нефть» и «Роснефть» продолжают демонстрировать отличные показатели и улучшать свои финансовые планы.

Если бы эти санкции начали вводить не в 2014 году, а лет на шесть раньше, последствия были бы намного более неприятные. Но с 2011 года у нас активно начал модернизироваться нефтегазовый сектор, что позволило заместить значительную часть зарубежной продукции.

«СП»: - Хорошо, а если к санкциям против российского энергетического сектора все же присоединится Евросоюз?

- Если к санкциям не присоединятся Европа и Китай, то грош им цена. Невозможно представить, что эти ограничения поддержит Китай. Но давайте чисто гипотетически представим, что Евросоюз решит к таким санкциям США присоединиться. В этом случае на ЕС можно будет повесить амбарный замок и закрыть к чертовой бабушке. По той простой причине, что заменить треть потребляемого газа Европа физически не сможет. Ниоткуда, никак эти объемы она не получит, а уж тем более с приемлемым уровнем цен.

Обратите внимание, что с 2014 года санкции никогда не касались «Газпрома», хотя могли распространяться на его дочерние подразделения. Насколько мне известно, Европа точно так же опасалась вводить ограничения против «Роснефти». Потому что это стало бы не просто выстрелом в ногу, а хорошим прицельным выстрелом в висок.

Евросоюз не сможет заместить этот газ не только газом других поставщиков, но и другими источниками энергии – угольной генерацией, альтернативной энергетикой. Это особенно печально, если учесть, что такие страны, как Германия, потребляют газ не только и не столько для электрогенерации, сколько в металлургии, химической промышленности, сельском хозяйстве.

По большому счету, это касается и нефти. А мы ведь экспортируем в ЕС не только нефть, но и 40 миллионов тонн дизельного топлива. Где конкретно собираются брать его европейцы? Хотя признаем, не весь этот объем потребляет сам ЕС. Часть идет на восток, а часть уходи в те же США. Но если США смогут как-то выкрутиться, то о Европе этого не скажешь.

Самое смешное в том, что если Европа присоединится к широкомасштабным санкциям против нашей энергетической сферы, она введет санкции против своей промышленности, которая имеет долгосрочные контракты с «Газпромом» и реализует с ним различные совместные проекты. В этой сфере работают десятки миллионов европейцев. Мне слабо верится, что ЕС введет санкции против них. И мне кажется, что даже американские сенаторы, которые в последние годы демонстрируют удивительную «адекватность» и «широту кругозора», должны понять, что это невозможно.

Зато если США введут санкции против крупнейших российских энергетических компаний, неразрывно связанных с европейским рынком, то Европе дешевле и разумнее будет начать очередную торговую войну с самими Штатами. Правда, для начала они могут поиграть в «дурачков» и сделать вид, что не понимают, чего от нее хотят, как это делают последние годы компании Германии, Франции, Нидерландов, которые помогали реализовать проект «Северный поток-2». Точно так же, как немецкие компании «не понимали», как их силовые установки оказались в Крыму.

Поэтому подобный санкционный сценарий невозможен. Хотя отчасти я даже хотел бы увидеть ситуацию, при которой США введут такой мощный пакет санкций против российских энергетических компаний. Это стало бы еще один хорошим толчком Европы, чтобы она, наконец, определилась, она с «умными» или «красивыми», и сделаем вид что «красивые» в данном случае – это США. Европа вынуждена будет реагировать, сначала мягко, а потом и активно сопротивляясь.

И это еще один момент, который не позволяет поверить в то, что США введут такой пакет санкций против российских энергетических компаний. Потому что руководство США, как бы его у нас не представляли, не впало в маразм. Оно прекрасно понимает, что их союзники воспримут такой шаг, как признак полной неадекватности и недоговороспособности, и начнут еще больше удаляться от этого «особенного региона». Поэтому администрация на подобный шаг никогда не пойдет.