Так, специальный правовой статус закреплен за оператором социальной рекламы, в Интернете появится уполномоченный измеритель аудитории. Предполагается создание системы учета распространяемой рекламы, для аудиовизуальных сервисов введена обязанность установки специального программного обеспечения для трансляции каналов первого и второго мультиплексов. Комплексный набор прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством и пользователями получили социальные сети. Каждая из инициатив может претендовать на звание уникальной и прорывной. Несмотря на такое количество действительно принципиальных инициатив, особое место среди них занимает закон "о приземлении" иностранных компаний. К сожалению, в комментариях нередко акцент делается на охранительную функцию закона. Приходится слышать, что закон не "о приземлении", а о принуждении зарубежных технологических компаний к диалогу, через целый арсенал возможных рестрикций. Полагаю, что такое регулирование следует рассматривать и с другой стороны. "Приземление" иностранных компаний открывает и другие возможности как для компаний, так и для государства. Наличие квалифицированных специалистов, низкие налоги на доходы физических лиц, система льгот и преференций для ИТ-индустрии — это то, что может использоваться, в том числе и иностранными компаниями для развития их продуктов. В связи с этим открытие в России офисов зарубежных компаний может стать не ритуальным GR-проектом, а вполне себе бизнес-решением. Для Российской Федерации появление офисов крупнейших технологических компаний следует рассматривать не только как способ определить ответственного за происходящее на онлайн-площадках. Конечная цель "приземления" должна предполагать создание в стране центров разработки и внедрения программного обеспечения, специализированных офисов по модерации контента, поддержки клиентов, адаптации для российских пользователей сервисов и услуг. Такие решения обеспечат развитие и отечественной индустрии, повышение квалификации и сохранение ИТ-специалистов внутри страны, качественное улучшение клиентских сервисов для россиян. Следует отметить, что в области развития индустрии и создание в нашей стране благоприятной юрисдикции делается довольно много. С 2020 года в рамках налогового маневра ИТ-компании могут снизить ставки на страховые взносы и налог на прибыль, а также освободиться от НДС. Правительством уже утверждены два комплексных плана поддержки индустрии. Совсем недавно принято решение о разработке третьего пакета по данному направлению. Масштабы и темпы цифровой трансформации таковы, что в различных сферах не хватает специалистов, для управления этими процессами. В критически важных отраслях экономики вводятся требования об использовании отечественного программного обеспечения. На этом фоне в стране высокие показатели проникновения широкополосного интернета, низкие тарифы на связь, высокая доля граждан, постоянно использующих смартфоны и компьютеры. К этому можно добавить законодательное закрепление института экспериментальных правовых режимов, а также наличие специальных экономических зон для развития инноваций. Конечно же, принятые меры направлены, в первую очередь, на решение других задач. Обеспечить поддержку отечественных компаний, создать условия для их развития внутри страны для дальнейшей экспансии на зарубежные рынки. Удержать компании и вернуть в страну тех, кто ранее выбрал для ведения бизнеса другие страны. Однако учитывая системность той работы, которая ведется по поддержке ИТ-индустрии российская юрисдикция вполне может конкурировать за инвестиции с другими странами. И в этом аспекте закон "о приземлении" позволяет воспользоваться формируемыми преимуществами. Автор - заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России.