Войти в почту

Фонд V-A-C, открывший ДК ГЭС-2, сменит руководителя

Обновлено в 18:30

Фонд V-A-C, открывший ДК ГЭС-2, сменит руководителя
© BFM.RU

Тереза Мавика уходит с поста гендиректора фонда V-A-C. Самый громкий проект этого фонда Леонида Михельсона — Дом культуры ГЭС-2, открывшийся в начале декабря. Новость вызвала серьезный резонанс в культурных кругах.

Тереза Мавика — арт-менеджер, широко известный в Европе. Она возглавила фонд Михельсона «Виктория — искусство быть современным», или V-A-C, в 2009 году. Именно ее представители музейного сообщества называют идейным драйвером открывшегося в начале декабря Дома культуры ГЭС-2.

Открытие здания, которое реконструировал известный итальянский архитектор Ренцо Пиано, было очень громким. Настолько громким, что в первый день приезжали президент Путин и мэр Москвы Собянин.

Многие из первых гостей признавались: пока впечатление от самой площадки затмевает представленные произведения искусства. А представили там сразу несколько проектов, главным куратором первого выставочного сезона стал исландский художник Рагнар Кьяртанссон.

В любом случае заслуги Мавики в России сомнению не подлежат, считает директор московского Мультимедиа Арт Музея (МАММ) Ольга Свиблова:

Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Тереза проделала огромную работу на должности гендиректора фонда, и фонд артикулировал свои направления деятельности именно под руководством Терезы. То, что ГЭС была достроена до конца, — это ее огромный вклад. То, что пришел Ренцо Пиано, — это огромный ее вклад. Но это был вклад большой команды. Очень важно, что команда есть. Я уверена, что она будет продолжать работать. Предсказать, как изменится ее работа, невозможно, потому что в искусстве, как и в жизни сегодня, эффективным оказывается только тот, кто чувствует, что надо меняться каждый день. В Доме культуры мне очень нравится пространство, его надо обживать, оно огромное, а это не так просто».

Слухи о ее возможном уходе из ГЭС-2 курсировали в последние недели. О будущем нового Дома культуры без Мавики рассуждает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Уход Терезы Мавики с поста директора фонда V-A-C и институции под названием ГЭС-2, Дома культуры — это большая потеря для всего российского арт-сообщества, да и мирового, потому что Тереза в первую очередь была очень сильным идеологом этого проекта. И ощущение, которое она формулировала, всегда было заряжено каким-то новым осмыслением пространства, времени, места, силы памяти, и это всегда были очень интересные проекты на очень злободневные и важные темы для нашего общества. У меня, как и у всех остальных директоров или сотрудников разных институций в Москве, есть страх, что ГЭС-2 после ее ухода может стать гораздо менее острым, интересным и гораздо более консервативным. Мы, конечно, надеемся, что так не случится. Тереза была лидером мнений. Надежда у всех нас, и в том числе у сотрудников других институций, якобы конкурирующих, что [новый директор] задаст новую планку и мы будем становиться культурной столицей современного искусства».

Кто-то предполагает, что арт-менеджер могла просто отстаивать свои взгляды, ведь современное европейское искусство все-таки по природе своей опасно и по-разному воспринимается, в том числе представителями российской элиты. Имеет право на существование версия, что кому-то могла не понравиться скандально известная «Глина № 4» на набережной. Возможно, до Михельсона дошли это сигналы, и он посчитал, что не стоит излишне увлекаться совсем радикальным искусством.

В любом случае у Мавики и Михельсона много пересечений. У них дружат дочери, Грета и Виктория, а именно Виктория Михельсон начала приобщать отца к искусству, напоминает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Михельсон, как известно, из газовой семьи. Конечно, у газовика с советским бэкграундом взгляды на искусство могут отличаться от дочери итальянского коммуниста, которая училась искусству в Европе. Изначально, конечно, этот альянс мог приводить к каким-то творческим разногласиям. Но есть Виктория, которая как раз, мне кажется, приобщает отца к искусству. Известна история с разрисовкой завода СПГ в сгущенное молоко в консервной банке. Но сгущенное молоко как-то более понятно советскому газовику, а вот европейская глина причудливой формы может быть не так очевидна. Плюс у них есть площадка в Венеции, это тоже важный момент, ведь Михельсону важно показывать себя как посредника между российскими и европейскими элитами. Госпожа Мавика, с вами дружим, проекты ведем, но давайте все-таки совсем радикальное искусство мы не в центре Москвы на набережной будем выставлять, а в Венеции. Мы под это деньги готовы выделять, но у нас сейчас консервативные ценности, и нам органичнее более понятные и простые формы искусства».

Согласно официальной информации*, теперь Тереза Мавика будет курировать деятельность фонда V-A-C в Венеции. Она сохранит членство в совете директоров и будет сотрудничать с Леонидом Михельсоном на правах советника по международным проектам.

* Есть в распоряжении Business FM