Обновлено в 15:32
Британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell откажется от закупок российской нефти и от участия в проектах в России, а также закрывает свои АЗС в России. Об этом говорится в заявлении компании.
Компания отмечает, что сделает это «как можно быстрее», но по ряду факторов, в том числе географического расположения объектов, на эти меры могут «уйти недели».
«Мы закроем наши станции технического обслуживания, прекратим деятельность по производству авиационного топлива и смазочных материалов в России. <...> Процесс начнется немедленно», — говорится в заявлении.
Комментарий аналитика нефтегазового рынка Михаила Крутихина:
Михаил Крутихин аналитик нефтегазового рынка«Один из самых важных для России был проектов, инициатором его была компания Shell, это «Сахалин-2», то есть проект, который на условиях соглашения о разделе продукции, принес огромные прибыли России, Сахалину и, естественно, участникам консорциума. Там контрольный пакет сейчас принадлежит «Газпрому» то есть Shell смогла дать России первый завод по производству и по экспорту сжиженного природного газа, это пионерный был проект. Вклад колоссальный в российскую экономику они сделали, ну и немножечко еще у них заправочные станции и так далее. Так что Shell просто под давлением обстоятельств не может не уходить, это чисто коммерческие уже соображения, а не просто какая-то политика, репутационный риск это как бы часть активов компании. И потом, Shell очень много, наряду с другими компаниями, покупала российскую нефть и дальше уже реализовывала ее своим потребителям. Я еще хочу напомнить, первый представитель Shell в России после крушения Советского Союза был такой бразильский гражданин Сержио Голубев мне говорил, что Shell по своей воле ни из одной страны никогда не уходила, она готова на что угодно, лишь бы сохранить в каждой стране свою рыночную нишу, и вернувшись в Россию, она собирается сидеть здесь до конца, несмотря на какие-то трудности. И вот сейчас трудности все-таки оказались больше вот этого желания Shell остаться и работать в России».
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что уход Shell мало скажется на российской нефтегазовой отрасли :
— Это не критично, Shell — это же не крупный, скажем так, трейдер, да, трейдерские операции — это несколько иное. Ну, естественно, в цепочках участвует эта компания, но у нее своя нефть, они свою нефть добывают, это не Vitol, не Trafigura, ну, это такая тенденция сейчас, мейнстрим, да, ну, во-первых, так выйти тоже просто не получится, терпеть убытки.
— А долгосрочная перспектива?
— Ну а долгосрочные, как их можно сейчас прогнозировать, будет ли возврат кооперации, непонятно. Скорее всего, что, когда ситуация нормализуется, геополитическая обстановка, естественно, все будет постепенно, наверное, возрождаться, но в таких форматах, которые есть, потеря имиджа, допустим, этой же Shell уже, ну, как работать, если компания там разрывает, сегодня разрывает, завтра опять хочет работать. Как-то уже сомнительно, у нас есть куда смотреть, где есть стратегическое партнерство на Востоке, да, скажем, с Китаем.
Ранее в компании извинились за то, что не имеют возможности немедленно отказаться от покупки российской нефти, и заявили, что хотят направить выручку от нефти из России на поддержку Украины.
Ранее сообщалось, что британская ВР объявила о прекращении заключения новых сделок на покупку российских нефти и газа.