Прощай, Coca-Cola! Уход брендов и  деколонизация России

Генералы всегда готовятся к вчерашним войнам. Эта истина применима и к коллективному Западу, решившему наказать Россию и всех нас за Украину так, будто на дворе 1989 год.

Прощай, Coca-Cola! Уход брендов и  деколонизация России
© Русская Планета

Наверное, исстрадавшиеся по тотальному дефициту советские граждане и были рады продать свою страну за жвачку Juicy Fruit, сладкую газировку Pepsi и Coca-cola, да джинсы Levi's.

Но попытка наказать Россию уходом брендов с ее рынка в 2022 году, в расчете на тот же эффект, что и 30 лет назад, выглядит странно. И мы не те, и мир не тот. Да и вряд ли сладкая газировка, вызывающая гастрит и язву, стоит того.

Не стоит плакать об уходе крупнейших транснациональных корпораций из РФ. Все эти годы они занимались, по сути, колонизаторством.

Coca-Cola: не только газировка

Массовая продажа одноименного напитка началась в СССР в 1989 году. На сегодняшний день у компании Coca-Cola HBC Россия - 10 заводов по производству безалкогольных напитков в нескольких регионах: в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Ростовской области, Владивостоке, Красноярске и Новосибирске.

Все вместе к концу 2021 года эти заводы произвели 2,86 млрд литров напитков. Работает на этих заводах, по оценке Tadvizer, 9600 человек. Почти 90% сырья, за исключением концентратов - местного производства. Выручка компании - 7,17 млрд евро за 2021 год.

После того, как Coca-Cola заявила о приостановке деятельности в России, некоторые схватились за голову. Как же так? Это же заводы, это же рабочие места! Это отчисления в бюджет, это огромные рекламные поступления, это инвестиционная деятельность! Заметьте, про ценность для россиян главного продукта - сладкой газировки - никто не заикается.

Вспомнили и о том, что с уходом Coca-Cola с полок магазинов пропадет не только кола, но и другие напитки: Bon Aqua, Fanta, Sprite, Shweppes, Power Ade, а также соки Rich, Моя Семья, Добрый. Которые тоже, как оказалось, выпускаются компанией Coca-Cola.

Как же мы без всего этого богатства будем жить, спрашивают одни?

Лучше задумайтесь, как бы мы жили на самом деле, если бы не компания Coca-Cola.

Продовольственная оккупация

Именно так можно вкратце описать логику действий всех без исключения транснациональных корпораций, когда они заходят на какой-то рынок.

Стоит напомнить, что Coca-Cola пришла в Россию всего с тремя напитками: это собственно кола, а также апельсиновая Fanta и лимонный Sprite.

Что касается соков, то все это - бывшее местное производство. Скупленное, а затем включенное в качестве винтика в глобальный механизм транснациональной корпорации.

Захватывала российский рынок Coca-Cola долго. Делала все, чтобы получить в итоге заветные 60 и 40%.

Например, в 2005 году был куплен один из крупнейших производителей соков в РФ - Мултон, которому принадлежали марки Rich и Добрый. Компании принадлежал завод в Щелково, крупнейший завод по производству соков во всей Европе.

В 2007 - выкуплен производитель соков BotaniQ.

2010 - приобретен Нидан, производитель соков Моя Семья и Да!. Перед покупкой у них было 13% рынка.

А вот другие данные, к слову о рабочих местах и инвестициях.

В 2014 году закрываются два завода в Котельниках и Новосибирске, ранее принадлежавшие Нидану, уволены около 1000 человек.

В 2015 году закрывается завод в Нижнем Новгороде.

2016 год - закрыты заводы в Волжском и Солуно-Дмитриевском.

2017 год - закрыт завод в Санкт-Петербурге. Закрыт завод в Орле, один из крупнейших в России.

Цель достигнута, рынок захвачен, конкурент устранен. Остатки можно и оптимизировать. А рабочие места? Да кто их там, в ТНК, считает?

Брендовый исход

Мы не случайно привели в пример компанию Coca-Cola как наиболее показательную. Она такая не одна: есть еще PepsiCo, которая действовала в России схожим образом. Ей принадлежат такие марки, как Любимый, Я, Фруктовый сад, J7, Чудо-ягода, Lipton, а также Lay's, Домик в деревне, Мажитэль, Веселый молочник, Чудо, Lamber и другие.

И это не вина отечественных производителей, которые какие-то не такие и не умеют ничего делать: еще как умеют.

Это прямое следствие агрессивной деятельности транснациональных корпораций на нашем рынке.

Не стоит упоминать, насколько важно для любой страны иметь контроль за рынком продовольствия: это, можно сказать, вопрос национальной безопасности.

Наивно полагать, что транснациональная корпорация со штаб-квартирой в штате Джорджия, США будет как-то серьезно вкладываться в инфраструктуру, инвестировать в долгосрочные проекты, заботиться о людях.

Их интересует лишь одно: прибыль. Которая, разумеется, уходит в конечном итоге за рубеж.

Россия, опутанная целой сетью таких вот ТНК: собственное производство и не могло развиваться нормально. Гигантские монополисты душили рынок, а наиболее перспективные компании просто скупали.

Дело не только в качестве: западное потребление зиждется на брендах, чей коммерческий успех во многом заслуга агрессивного маркетинга. Российские бренды завоевывали рынок честной работой и качеством, но в дальнейшем нередко проигрывали гигантским рекламным бюджетам мировых корпораций.

Допускать чрезмерной монополизации продовольственного рынка нельзя. Увы, непонятно, куда все это время смотрели в ФАС. Почему не было своевременно принято законодательство, как во многих развитых странах мира, которое защищало бы суверенный рынок продовольствия от подобных действий со стороны ТНК.

Концентрация пищевого производства в нескольких руках из откровенно враждебных России стран - об этом надо было думать еще много лет назад.

Слава Богу, что сейчас представился шанс это недоразумение исправить. Попросить с вещами на выход окончательно, национализировать предприятия, заменить, насколько это возможно, технологические цепочки и требовать гигантских денег и своих условий, если какая-то ТНК надумает вернуться обратно.

И это, хотим надеяться, будет касаться не только газировки.