«Макдоналдс» ушел, но может вернуться
«Макдоналдс», Starbucks и Coca-Cola объявили 8 марта о временной остановке работы в России. Ранее об уходе с российского рынка заявили несколько автоконцернов, производители одежды и косметики, магазины стройматериалов. Почему они покидают Россию и могут ли вернуться, что будет с их сотрудниками и имуществом, разбиралась «Парламентская газета».
Почему они прощаются с нами
Западные страны навязывают компаниям решения о сворачивании работы в России, заявила 9 марта на брифинге официальный представитель МИД Мария Захарова.
«Очень сложно понять, а что они такое сейчас заявляют, и руководство стран западных, и их министры, и представители их, в том числе корпораций, — привел ее слова ТАСС. — …Даже по действиям компаний вы посмотрите: то они заявляют, что уходят, потом заявляют, что уходят, но временно, потом они заявляют, что возвращаются». Захарова уверена, что если у руководства предприятий нет однозначной позиции, то очевидно, что уход с рынка — не их решение.
Большинство компаний заявили о временной приостановке деятельности. Среди них «Макдоналдс», закрывший 850 ресторанов в России, а также KFC и Pizza Hut. «Мы не можем игнорировать бессмысленные человеческие страдания, происходящие на Украине», — сказал гендиректор «Макдоналдса» Крис Кемпчински.
Также 8 марта временно ушли с рынка все точки продаж и онлайн-магазины L`Oreal, сеть магазинов IKEA, OBI. Французская компания Danone приостановила все инвестиционные проекты, но не стала закрывать производство и продажи молочных продуктов и детского питания.
Экспорт своей продукции в Россию прекратил британский производитель товаров повседневного спроса Unilever, которому принадлежат такие бренды, как Dove, Rexona, «Чистая линия», «Черный жемчуг», Domestos. В компании отказались от любых расходов на СМИ и рекламу. При этом торговать товарами, произведенными в России, продолжат.
Некоторые предприятия приняли более радикальные решения. Ушли с российского рынка американские бренды Apple, IBM, Estee Lauder. Закрыли свои магазины немецкий производитель спортивных товаров Puma и испанский ретейлер Inditex, который стоит за популярными брендами Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti. Свернули работу финские компании Fazer, Valio и Paulig, производящие продукты.
О заморозке экспорта в Россию заявили многие автомобильные компании, в том числе BMW, Mercedes, Volvo, General Motors, Ford Motor Company, Volkswagen Group. Toyota в начале марта приостановила производство автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге. Но 8 марта стало известно, что компания не собирается уходить из России.
«Корея и Япония имеют уникальный шанс занять на авторынке положение, соответствующее качеству той продукции, которую они выпускают. Сейчас их автомобили вполне способны заменить европейские», — сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Дефицита не будет
Комментируя массовый уход с российского рынка, Гутенев выразил уверенность, что дефицита товаров не будет, так как место ушедших займут предприятия Юго-Восточной Азии, Китая и других стран, причем эта продукция может быть дешевле европейской.
Большинство компаний, зарегистрированных в странах, которые активно ведут экономическую войну с Россией и вводят санкции, являются заложниками сложившейся ситуации, считает Владимир Гутенев.
«Однако все они ведут себя по-разному, — отметил депутат. — Некоторые не выполняют свои обязательства, возложенные на них договорами. Например, ряд автомобильных предприятий, уже поставивших предоплаченные машины, пытаются выкрутить руки россиянам и выставляют счета по новым курсам валют».
Депутат полагает, что компании, временно или насовсем покинувшие наш рынок, должны компенсировать убытки, к которым привел их уход.
«Многие российские предприятия, особенно частный бизнес, сейчас несут из-за этого массу издержек и неудобств. Нужно документировать эти потери, — сказал Гутенев. — Можно, конечно, поддержать бизнес за государственный счет. Но я считаю, что не исключена траектория, при которой будет национализация активов западных компаний в ответ на наши убытки».
Кто заплатит зарплату
Предприятия, приостановившие деятельность в России, обещают оплатить сотрудникам вынужденный простой. Например, гендиректор «Макдоналдса» Крис Кемпчински заявил 8 марта, что 62 тысячи сотрудников этой сети продолжат получать зарплату. То же касается 12 тысяч сотрудников IKEA. BMW и Mercedes тоже планируют содержать всех работников.
Если компания уходит с рынка навсегда и останавливает производство, то она обязана выплатить людям зарплату за три месяца вперед и зачислить все страховые взносы, разъяснил «Парламентской газете» адвокат Сергей Насонов.
«Это фактически идентично увольнению по сокращению штата, — сказал эксперт. — Сотрудникам нужно обеспечить все те гарантии, которые полагаются при увольнении. Нельзя просто сказать: мы закрылись, ушли с рынка — и бросить людей на произвол судьбы».
Когда предприятия платят налоги в России и содержат свое имущество, они могут распоряжаться собственностью на свое усмотрение, отметил эксперт. Если же они уклоняются от налогов, то налоговики обратятся в суд, и имущество арестуют и распродадут. Собственность могут продать и если предприятие задолжало своим работникам зарплату.
«Если произошла ликвидация компании, то люди, имеющие право на выплаты, могут пойти в суд за защитой. Суд, рассмотрев иск, арестует имущество, продаст его и из этих денег выплатит долги», — сказал Сергей Насонов.
Первый шаг к национализации
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила второй пакет мер поддержки экономики России в условиях санкций. Он предусматривает первый шаг к национализации имущества иностранных организаций, покидающих российский рынок. Проект направлен на предупреждение банкротства, сохранение бизнеса и рабочих мест в отношении организаций, более 25 процентами которых владеют иностранцы, сообщил 9 марта первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков на оперативном совещании «Единой России».
Проект позволяет членам совета директоров такой организации или Федеральной налоговой службе попросить Арбитражный суд назначить внешнюю администрацию. С даты принятия заявления суд может вводить в отношении компании обеспечительные меры в виде запрета на распоряжение имуществом, увольнение работников, расторжение договоров.
«Также предусматривается применение альтернативного механизма, который допускает для собственника отказ от назначаемой на шесть месяцев внешней администрации в случае, если собственник примет решение о возобновлении деятельности или продажи доли с обязательством покупателя сохранить бизнес», — пояснил Жуков.
Ранее секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что партия предлагает национализировать производства компаний, которые объявляют о своем выходе из бизнеса в России и закрытии предприятий во время спецоперации на Украине. По его словам, такие действия западных компаний не что иное, как предумышленное банкротство. Секретарь Генсовета «Единой России» подчеркнул, что главная задача — сохранить рабочие места и не позволить разрушить отечественную экономику и производственный потенциал изнутри.