Войти в почту

«Детский мир» сократил расходы на маркетинг на 7,4% в 2021 году

Группа компаний «Детский мир» выпустила финансовый отчёт по результатам четвёртого квартала 2021 года и за полный год, завершившийся 31 декабря 2021 года (есть в распоряжении Sostav). В четвёртом квартале расходы на маркетинг снизились на 1,9% год к году — с 369 млн руб. до 362 млн руб., а по итогам двенадцати месяцев сократились на 7,4% — с 1,1 млрд руб. до почти 1,06 млрд руб.

«Детский мир» сократил расходы на маркетинг на 7,4% в 2021 году
© Sostav.ru

Выручка группы за четвёртый квартал 2021 года увеличилась на 6,3% до 47,3 млрд руб., за год — на 15% до 164,3 млрд руб.

Общий объём продаж руппы (GMV) увеличился на 8,5% до 53,3 млрд руб. в четвёртом квартале. Общий объём онлайн-продаж в России, который включает все покупки через сайт и мобильное приложение за этот период, вырос на 33,2% до 18,9 млрд руб. Их доля составила 37,4%.

В компании отметили, что увеличение общих продаж группы в отчётном квартале произошёл ввиду органического роста торговых площадей, повышенного сезонного интереса (предновогодний сезон) на эксклюзивные товары, которые включают собственные торговые марки и прямой импорт.

Негативным фактором стали введённые ограничения на работу магазинов в первой декаде ноября из-за ситуации с распространением коронавируса в России. Однако ограничения спровоцировали онлайн-спрос.

За год показатель GMV вырос на 16,9%, до 184,3 млрд руб. Общий объём онлайн-продаж в России вырос на 39,1%, до 54 млрд руб., их доля — 30,8%.

В четвёртом квартале в России категория «Игрушки» составила 40% от общих продаж, что меньше на 1% год к году. Категория «Одежда и Обувь» составила 25% — выросла на 1% год к году. Другая основная категория продаж «Товары для новорождённых» составила 27% (без изменений год к году).

За полный год доля продаж собственных торговых марок (СТМ) и прямого импорта в России выросла и достигла 46,2% от выручки — это больше на 1,7 п.п. год к году. Рост вызван в первую очередь выросшей долей продаж категории «Одежда и Обувь» (где СТМ и прямой импорт составляет 97%), а также увеличившейся долей СТМ в категориях «Товары для новорождённых» и «Крупногабаритные товары», говорится в отчёте.

В четвёртом квартале размер скорректированной EBITDA сократился на 21,8%, до 4,7 млрд руб. Основным драйвером снижения стало сокращение трафика и, как результат, выручки компании на фоне введённых ограничений на работу магазинов в первой декаде ноября.

Рентабельность по скорректированной EBITDA составила 9,8%, показатель сократился на 3,6 п.п. год к году. В группе подчеркнули, что давление на рентабельность оказал рост издержек на фонд оплаты труда и логистику, вызванный возрастающей конкуренцией за персонал из-за сокращения ресурсов на фоне COVID-19. Поддерживающее влияние на рентабельность оказала высокая доля продаж СТМ и прямого импорта.

Скорректированная EBITDA за 2021 год выросла на 6,2%, при этом рентабельность по скорректированной EBITDA составила 11 % по результатам отчётного года, сократившись на 0,9 п.п. год к году.

Скорректированная чистая прибыль за отчётный квартал составила 2,4 млрд руб. против 4,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Рентабельность по скорректированной чистой прибыли сократилась на 5,2 п.п. и составила 5,1%.

Мария Давыдова, генеральный директор ПАО «Детский мир»:

В 2021 году «Детский мир» продемонстрировал высокие финансовые результаты: в отчётном году выручка компании увеличилась на 15%, достигнув 164,3 млрд рублей. Благодаря эффективному ценообразованию, расширению ассортимента и высокой скорости выполнения заказов продажи интернет-магазина в четвёртом квартале выросли на 34,7%, а общая доля онлайн-торговли составила рекордные 36,1% по группе компаний.

В новом году мы и весь российский бизнес столкнулись с новыми серьёзными вызовами. Мы используем наш многолетний опыт и компетенции, чтобы защитить интересы акционеров и партнёров, а также постараемся сохранить широкий ассортимент необходимых товаров по разумным ценам для наших покупателей во всех регионах присутствия. В настоящее время розничные магазины и онлайн-платформы «Детского мира» работают в обычном режиме, и мы стараемся поддерживать бесперебойную цепочку поставок.

По состоянию на 31 декабря 2021 года общий долг группы составил 28,9 млрд руб., в том числе 47,7% — краткосрочный и 52,3% — долгосрочный долг. Чистый долг увеличился на 39,7% год к году и достиг 25 млрд руб. из-за роста привлечения заёмных средств, при этом показатель чистый долг/скорректированная EBITDA на отчётную дату составил 1.4х. Долговые обязательства группы полностью номинированы в рублях.

Средневзвешенная стоимость заимствований на конец отчётного периода составила 8,9% годовых. В отчётном периоде Центральный Банк России повысил ключевую ставку с 6,75% до 8,5% на 1,75 п.п., при этом год к году изменение ключевой ставки составило 4,25 п.п. На конец 2021 года невыбранный объём лимитов по кредитным линиям, открытым компанией крупнейшими российскими и международными банками, составил 37,5 млрд руб., говорится в отчёте.

В третьем квартале расходы на маркетинг «Детского мира» снизились на 12,5% год к году — с 345 млн руб. до 302 млн руб., а по итогам девяти месяцев сократились на 10% — с 772 млн руб. до 695 млн руб. Выручка группы за третий квартал 2021 года увеличилась на 14% до 43,9 млрд руб., за девять месяцев — на 18,9% до 117 млрд руб.