Зерно и кабели: как операция на Украине отразилась на мировых рынках?

По данным Financial Times, европейскому автопрому приходится приостанавливать работу части заводов из-за нехватки украинских компонентов. А вероятное выпадение Украины из мирового рынка продовольствия уже взвинтило цены на пшеницу.

Зерно и кабели: как операция на Украине отразилась на мировых рынках?
© BFM.RU

«Внутри каждого автомобиля проложено около 5 километров проводов» — с такой фразы начинает британская FT статью о трудностях европейского автопрома, вызванных боевыми действиями на Украине. По данным газеты, на целом ряде предприятий BMW и Volkswagen по всей Европе сегодня простой. Как объясняют собеседники издания, кабельные жгуты — базовый компонент машины, без них ее нельзя даже начать собирать. А существенную долю этих и других компонентов — каждую пятую автодеталь всего Евросоюза — до недавнего времени производили украинские фабрики. При этом известно, что наземные силы России ведут операцию примерно на пятой части территории Украины — в остальных регионах, как сообщают в российском Минобороны, удары наносятся исключительно с воздуха по военным объектам. Функционируют ли фабрики и заводы в западной части Украины? Рассказывает руководитель Ассоциации культуры и образования «Русский дом» во Львове Татьяна Швецова:

Татьяна Швецова руководитель Ассоциации культуры и образования «Русский дом» во Львове «Насколько мне известно, предприятия, магазины, склады, очевидно, работают. Потому что в магазинах есть товары и прочее, хоть и за редким исключением. Все пищевые фабрики работают, хлебозаводы и так далее. Что касается остальных предприятий, по-моему, работают, но точно я сказать не могу. Да у нас особенных и заводов [нет], за последние восемь лет как-то постепенно исчезали. Наверное, какие-то IT-корпорации работают, я не могу сказать вам абсолютно точно. Во всяком случае, транспорт работает, отопление в квартирах есть, вода есть, банки работают, аптеки работают, все магазины работают — и большие, и малые».

Это подтверждают и собеседники FT. По данным гендиректора Volkswagen Герберта Дисса, из 11 украинских поставщиков компании работу прекратили только два, а девять продолжают выпуск деталей, пусть и в сокращенных объемах. Проблема в другом, в логистике. Украинские транспортные компании практически лишились возможности вывозить товары из страны — по большей части мужской штат водителей не может пересекать границу из-за мобилизации. Иностранные перевозчики тоже опасаются — отправленный на территорию Украины грузовик может и не вернуться. То же касается и других сфер украинской экономики: работать некоторые предприятия, может быть, и готовы, но украинские поставщики отрезаны от иностранных покупателей, а закупщики — от продавцов. С точки зрения продовольственного рынка ситуацию анализирует главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:

— Сейчас заблокированы все без исключения украинские порты Азова и Черноморья. Все поставщики семян, агрохимикатов, с которыми мы общаемся, говорят о том, что сезон по Украине полностью потерян. То есть даже если кто-то где-то будет готов сеяться, то они не готовы поставлять ресурсы для обеспечения весенней посевной кампании.

— То есть проблема в основном с логистикой, с поставками? Дело не в территориях?

— Да, идет специальная операция, нарушается международная логистика. Вы видите, что происходит с курсами доллара и евро, и сейчас мало кто из глобальных поставщиков, наверное, будет готов работать. Что-то там будет произведено, но мир недополучит… я не хочу называть цифры, потому что, пока летят ракеты, рвутся снаряды, оценивать ситуацию бессмысленно. Я говорю только о том, что мир недополучит значительные объемы пшеницы, кукурузы и других агрокультур, которые Украина поставляла, занимая первые три ведущие позиции.

В Нацбанке Украины ранее сообщили, что в период боевых действий страна недовырабатывает около половины своего ВВП. По последним данным Минфина Украины, прямые потери украинской экономики с начала российской спецоперации составили 565 млрд долларов. Речь идет о падении экспорта, недопоступлениях в бюджет и ущербе инфраструктуре.