Как в Приамурье собираются сдерживать цены на продукты?
Про запас
Цены на гречку по области скачут от 100 до 183 руб/кг, на сахар - от 70 до 120 руб/кг, на капусту - до 140 руб., на огурцы - до 270 руб. Настоящее изумление вызывают китайские помидоры черри - кое-где цена переваливает за 700 руб/кг. Почти никто не сомневается, что это - реакция на санкции Запада.
Ценовая ситуация стабильная, незначительно подорожал ряд продовольственных товаров первой необходимости, - отметила глава минэкономического развития и внешних связей Приамурья Оксана Кукшенёва. - Порядка 70 предпринимателей подписали меморандумы по добровольному ограничению торговых наценок на социально значимые продукты: повышать не более чем на 5% в течение 60 дней. Кроме того, на горячей линии 112 принимают жалобы на резкое повышение цен. Обращения проверят прокуратура, антимонопольная служба и Роспотребнадзор. Наконец, отслеживаются имеющиеся запасы продуктов. Всего хватает, поэтому не нужно создавать ажиотаж - в регионе уже повышен покупательский спрос на сахар, подсолнечное масло, крупы и макароны.
Ну а что мы хотели: во-первых, люди всё равно боятся дефицита; во-вторых, стараются запастись сегодня тем, что завтра может подорожать вдвое-втрое.
Есть определённые риски по запасам овощей открытого грунта - картофель, капуста, морковь, но не в связи с тем, что их не будет - мы обеспечим поставки из КНР и запада РФ, а из-за недостаточности собственного производства, - заметил губернатор Приамурья Василий Орлов. - Пашня под овощи будет увеличена для ухода от импорта.
Особо отслеживаются цены на стройматериалы, которые стали расти ещё в прошлом году - частично благодаря поставщикам из других регионов, частично в ответ на повышенный спрос от пострадавших при наводнении. Сейчас, по данным облминстроя, местный щебень, ПГС, цемент, бетон, кирпич в цене почти не меняются, а вот привозное: рубероид, напольные покрытия, плитка, штукатурка и т. д. - растут ощутимо. «Необоснованное подорожание непозволительно!» - подчеркнул В. Орлов. Посмотрим, что рынок ответит.
Прибыль губит?
В нынешних условиях особенно актуальными стали разговоры о собственных производствах в регионе. Вот на днях амурчанка решила построить кирпичный завод - лишний повод для радости: «Свой-то кирпич, небось, дешевле будет. И с овощами так же, дай бог, будет!» А действительно ли будет?
Доктор экономических наук Сергей Мясоедов:
Ну, что: будет местная глина - будет стабильное и независимое (по крайней мере, по части сырья и транспортировки его до предприятия) производство кирпича. Себестоимость может снизить и привлечение местной рабсилы. Конечно, не последнюю роль играет цена производственного оборудования, печей для обжига и т. д. - здесь нужна помощь региона. Наконец, особенно важно сейчас понять степень влияния на себестоимость проекта мировых процессов, экономической ситуации в стране и регионе.
Общественный деятель Сергей Труш:
«Своё стоит копейки» - это распространённое заблуждение. Возьмём вечное для Приамурья: «У нас столько ГЭС - где свет за гроши?» Во-первых, ГЭС не у нас, а у частника, получающего прибыль. Во-вторых, дёшево снабжать ресурсом менее 800 тысяч населения на площади размером с Германию невозможно: слишком далеко по потребителя. За Амуром рынок очень плотный и ёмкий (ёмкость - количество денег у населения) - вот там за копейки. Почему и растёт потребность в агломерациях - скоплениях людей на сжатых (как правило, в высоту) территориях.
Нынешние условия особенно чётко показывают, насколько у нас выше стоимость жизни. Замечу, цена и стоимость - не синонимы. Цена - это денежное выражение стоимости, а стоимость - общие затраты на производство единицы продукции. И здесь есть смысл обратиться к социалистическому принципу организации экономики, когда государство берёт на себя часть стоимости (как в той же КНР). В этой модели нет капиталистической рентабельности - всё решается через ресурсоёмкость: меньшим количеством ресурса достичь наивысшего результата. Во-первых, обеспечить эксплуатационные характеристики какого-либо товара без утраты его потребительских свойств; во-вторых, вложиться в его вторичную переработку.
Что касается овощей: потребность в них высокая, но рентабельность низкая - у населения денег нет. А вот у сои окупаемость высокая - какой рынок сбыта и вид сельхозкультуры выберет собственник прибыли? И пока соя будет шелестеть перед глазами, население будет дальше нищать, а земля убиваться под «царицу полей». Поэтому первое, что нужно: определить требуемые для выживания сельхозкультуры, а следом - расширять под них пахоту, увеличивать количество техники и рабочих, повышать производительность труда и урожайность с гектара.