Войти в почту

Российские компании откладывают "зеленые" проекты и облигации

"На самом деле ESG - финансовый инструмент, позволяющий компаниям привлечь на льготных условиях деньги на экологические или социальные проекты, на Западе дисконт составляет 0,2-0,3%, - говорит глава департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития минэкономразвития Александр Киревнин. - Задача государства - создать инструмент, которым бизнесу будет удобно пользоваться. Компании привлекают деньги на лучших условиях, получают конкурентные преимущества и решают важные для общества проблемы".

Российские компании откладывают "зеленые" проекты и облигации
© Российская Газета

В начале 2021 года в России было размещено облигаций, соответствующих зеленой таксономии, - то есть правилам и критериям, позволяющих отнести тот или иной проект к тем, которые позволяют улучшить состояние окружающей среды, - на 24 млрд рублей. К концу прошлого года к ним были добавлены бумаги еще на 110 млрд рублей. По оценке Киревнина, с учетом частичного погашения облигаций, сейчас их совокупная масса примерно равна 135 млрд рублей.

"Рынок за год вырос в пять-шесть раз, это показывает высокую востребованность такого инструмента", - уверен Киревнин. В минэкономразвития считают, что к 2030 году объем рынка зеленых облигаций составит 10% от стоимости всех размещенных корпоративных бумаг. По данным Банка России, сейчас объем рынка долговых бумаг равен 33,4 трлн рублей. То есть "зеленому" сектору предстоит вырасти еще примерно в 30 раз.

В министерстве признают, что в нынешних условиях темпы роста рынка ESG-бумаг сократятся - при ключевой ставке в 20% новых размещений бумаг на рынке не будет, но от среднесрочных и долгосрочных планов никто отказываться не собираются, полагая, что все потери будут отыграны чуть позже. Потребители на любом рынке - будь то Восток или Запад - потребуют от производителей соответствия стандартам заботы об окружающей среде и людях, чтобы не вылететь с рынков, компаниям придется предпринимать ESG-проекты, и раз под них можно получить более дешевое финансирование, они будут пользоваться этим инструментом, полагает Киревнин.

Рынок "зеленых" облигаций за прошлый год в России вырос в пять-шесть раз, а к 2030 году он может увеличиться еще в 30 раз

Канал повышения ликвидности облигаций и заимствований под "зеленые" проекты в Европе и Азии пока закрыт, но по-прежнему остается доступ к средствам, предоставленным правительством России, отмечал глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов в интервью телеканалу RT. "Мы понимаем, что те планы, которые были озвучены президентом по социально-экономическому развитию и по поддержке и развитию фабрики проектного финансирования, будут выполнены, ВЭБ будет обеспечен и капиталом, и ликвидностью, для того чтобы эти процессы продолжались", - сказал он. Глава ВЭБ.РФ уверяет, что все проекты, которые есть в портфеле организации, будут получать финансирование и дальше.

"ESG-проекты пока еще не успели сыграть значительной роли в экологическом благополучии, - уверен председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов. - Основной эффект от ESG - запуск трансформации мышления акционеров и менеджмента в части ценностей устойчивого развития". По его мнению, в нынешней ситуации таким ценностям сегодня отведена второстепенная роль. Намного важнее сохранить темпы экологических реформ, отбросив все лишние или необязательные элементы, заключил глава РЭО.

Для очень многих ESG стало синонимом сокращения выбросов углерода, считает исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин. При этом социальная и корпоративная части - предусматривающие прямую заботу о людях: работниках, акционерах и жителей населенных пунктов, где расположены производства, - оказались отчасти за бортом. В сегодняшней ситуации внимание будет привлечено к этим вопросам, из-за чего содержание ESG-программ будет трансформировано, объясняет Зинин.

В минэкономразвития идет завершающий этап разработки социальной таксономии, при благоприятном стечении обстоятельств она будет принята до конца года. После этого компании смогут на льготных условиях привлекать деньги на строительство, например, школ и больниц в отдаленных поселках, другие проекты, улучшающие условия жизни людей.

В экологической части одним из основных направлений ESG в России может стать отказ от самых разных видов топлива в пользу метана, а также водорода, полученного на его основе, уверен Зинин. Это поможет снизить загрязнение воздуха, воды, вызванных опасными веществами, заболеваний людей, одновременно сократить стоимость энергии и топлива. Как следствие, уменьшатся транспортные и логистические издержки бизнеса, а значит, и цены на товары и услуги пойдут вниз. "Подобное решение ESG-повестки может себе позволить только наша страна", - подчеркнул Зинин.

Не так оптимистично смотрит на будущее ESG-проектов директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов.

"Очевидно, что ушедшее зарубежное финансирование будет возвращаться медленно и в значительно меньших объемах, - говорит Моргунов. - "Санкционные оговорки" подразумевают, что определенные правительством сведения будут исключаться из отчетности об устойчивом развитии и ряд компаний смогут отказаться от таких отчетов вовсе". В результате сфера ESG будет развиваться медленно, и ее задачей во многом станет решение конкретных возникающих проблем.

Эксперты признают, что инструменты ESG-финансирования уже позволили реализовать многие серьезные проекты, экологический эффект от которых уже заметен. Среди них - замена московских автобусов электробусами, инициативы по закачке попутного нефтяного газа в порожние пласты вместо его сжигания. Поэтому, считают они, очень важно сохранить такой способ привлечения льготного финансирования на важные для всей страны проекты даже в нынешнее непростое время.