«Руспродсоюз» просит Генпрокуратуру временно оставить логотипы запрещенных в России соцсетей на упаковке

«Руспродсоюз» просит разрешения временно оставить логотипы признанных экстремистскими и запрещенных в России Facebook и Instagram на упаковке. Соответствующее письмо направлено в Генпрокуратуру.

«Руспродсоюз» просит Генпрокуратуру временно оставить логотипы запрещенных в России соцсетей на упаковке
© BFM.RU

Коллизия возникла после признания владеющей сервисами Meta экстремистской организацией, что, как опасается бизнес, может потребовать изъятия товара из обращения и замены упаковки. В условиях повышенного спроса на продукты и сложностей с материалами это грозит проблемой с поставками.

В письме подчеркивается рост цен на упаковку из полимеров и картона на 65-95% с начала года и сложности с закупкой импортной упаковки. Заклеивание логотипов может привести к перебоям с отгрузками и потребует дополнительных трудовых и финансовых затрат, что в текущих условиях «недопустимо». Говорит заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов:

Дмитрий Леонов заместитель председателя правления «Руспродсоюза» «Разъяснение касается, имеет ли закон обратное действие. То есть большинство законов обратного действия не имеет, что подразумевает, что упаковка, которая была заказана до момента принятия закона, может быть использована для производства продуктов питания. Мы просим этот момент разъяснить и объясняем, какие могут быть последствия. Зона риска — это пленка, чтобы сэкономить деньги, ее все стараются заказывать большими партиями, большими рулонами. Рулона хватает на месяц-полтора. Риски заключаются в том, что если эту пленку выкинуть, будет наплыв на заказ новой пленки, и даже в обычных условиях с учетом того, что пока пройдет оплата, пока типография подвезет для этого материалы, обычно это занимает месяц. Этот месяц компании, та часть из них, на упаковках которых были логотипы, не смогут производить продукты питания, в том числе и социально значимые товары. Наверное, правильнее закладывать это в цену, то есть когда выбрасывается пленка, новую пленку тоже нужно заказать. В это время продукцию производить нельзя, а у производителей есть контракт с торговой сетью, и с многими торговыми сетями контракты такие, что поставщик не имеет права в одностороннем порядке прекратить поставки. Это означает, что торговая сеть может каждую неделю заказывать этот товар, штрафы достигают 50% от заказа, то есть 50% от оборота, грубо говоря. И компания, пока не придет новая пленка, просто может стать банкротом».

Уже есть прецеденты, когда магазины отказываются принимать товар с экстремистской символикой, говорит Алексей Поповичев, исполнительный директор «Русбренда», который включает PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble и другие.

— В настоящее время на заготовках упаковки, которые имеют многие производители, в том числе продуктов питания, нанесены логотипы Facebook и Instagram, QR-коды, которые ведут на сайты этих социальных сетей. Это было связано с тем, что эти социальные сети активно использовались производителями в коммуникациях со своими потребителями. Такой же вопрос есть в отношении уже готовых товаров, которые находятся на полках в магазинах, и как я понял из опроса коллег, некоторые магазины уже пишут письма в компании, задают им вопросы, а некоторые даже вроде просят отозвать такую продукцию с полок, что на сегодняшний момент является критичной ситуацией.

— Есть ли какие-то альтернативные решения? Как вариант заклеивание логотипов является ли выходом?

— Это крайне трудный путь, потому что, во-первых, нужна та же самоклеящаяся лента, которую надо будет где-то достать и приобрести. Во-вторых, мы говорим о миллионах единиц продукции, то есть это фактически невыполнимая на сегодняшний момент задача, требующая значительных инвестиций и трудностей, которые могут возникнуть при решении использования данного метода, фактически непреодолима. Возникает серая зона, и мы хотели бы просто уточнить для себя, как действовать в такой ситуации.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн написал в телеграм-канале, что обсудил с Генпрокуратурой обеспокоенность производителей продуктов питания маркировкой упаковки. По его словам, позиция надзорного ведомства однозначна: вся продукция, произведенная до вступления в силу судебного решения по Meta, может спокойно реализовываться без опаски. В этом случае для производителей не предусмотрена ответственность. Однако после того как решение вступит в силу, вся новая продукция должна выпускаться уже без логотипов запрещенных в России соцсетей. У бизнеса есть, как минимум, несколько недель, чтобы привести свой товар в соответствие с требованиями закона, отметил депутат.