Заложники госзакупок: почему челябинский бизнес готовится к расторжению контрактов
Есть контракт В середине марта в Копейске подвели итоги аукциона на поставку 24 автобусов для городских маршрутов. Контракт с поставщиком «Синегорье-Авто» был заключен 14 марта 2022 года. По нему компания должна самостоятельно доставить товар заказчику в срок не позднее 60 рабочих дней с даты заключения контракта. Это 7 автобусов малого класса по цене 6 668 833,33 и 17 – среднего, 7 718 833,33 рублей за машину. Общая сумма контракта составила 177 901 999,92рублей. «Согласно условиям контракта транспортные средства должны быть оснащены кондиционерами, LED-экранами, терминалами безналичной оплаты и точками Wi-Fi. Автобусы соответствуют пятому экологическому классу, как того требует федеральный проект «Чистый воздух», – проинформировала пресс-служба мэрии Копейска. В администрации отметили, что 151 миллион рублей предоставит правительство Челябинской области и 30 миллионов – администрация Копейского городского округа. Директор Копейского автопассажирского предприятия уже комментировал, как автобусы будут брендировать под общий регламент челябинской транспортной агломерации. Но завод-изготовитель сообщил поставщику о том, что для сборки подобной техники нет импортных комплектующих. «Из-за санкций выпуск именно данных машин во втором и третьем квартале приостановили, – об этом рассказал источник «ФедералПресс». – Комплектующие автобусов на газомотороном топливе привозили из Германии. Поставщик не стал расторгать контракт, а предложил три варианта взамен». «Синегорье-Авто» с 1998 года в своей истории срывов контрактов не имело. Приобрести необходимые машины через дилера копейчанам будет возможно в четвертом квартале, предполагают в компании, но уже с увеличением цены. Поиск варианта По информации источника «ФедералПресс», дилер предлагал мэрии Копейска поставить то же количество машин, но на другом топливе, или поставить на нужном топливе (а предполагался метан), но в другой модификации. Копейчане предложение отвергли. «Нам нужны только те автобусы, которые мы указали. Есть четкая конкурсная документация, 44 ФЗ не позволяет это делать. Позиция крайне проста: исполняйте контракт», – прокомментировал «ФедералПресс» глава Копейска Андрей Фалейчик. Со слов градоначальника, увеличение стоимости также не рассматривается. Доплатить разницу в 40 % за счет местного бюджета нет возможности. Источник «ФедералПресс», близкий к администрации, прогнозировал такую реакцию главы еще до ответа мэрии «Синегорью-Авто»: «Если контракт будет расторгнут, обеспечительные меры будут взысканы в полном объеме через банк. Муниципалитет будет только в плюсе. Тем более, что мэрии показывали документы, что автобусы целиком отечественные и обоснования повышению цен они не видят». Нет других причин? Еще один эксперт «ФедералПресс» на услвиях анонимности предположил, что в Копейске больше не боятся расторжения, потому что у города появился запасной вариант. «Им пригонят из Москвы большие автобусы, только у них пробег под 500 тысяч километров и пока гнали – половина по пути ломалась. Начинка-то у них MANовская. Импортная. Где будут искать запчасти? На расходники потом больше потратят, чем сэкономили» – рассуждает собеседник «ФедералПресс». В МУП КПА корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили наличие 10 автобусов из Москвы: они уже в городе. Когда их отбрендируют – машины встанут в рейс, но не все. «Нам дали великолепные низкопольные автобусы, с коротким периодом эксплуатации по Москве. Я лично их осмотрел, ездил туда, сначала. Они проходят по категории Евро-5, хоть и работают на дизеле», – рассказал «ФедералПресс» Михаил Тимофеев, директор МУП КПА. Напомним, что 24 автобуса, которые указаны в контракте, должны были заправляться природным газом – метаном. Его преимущества: экономичность, экологичность и безопасность. «В настоящее время запрет на использование дизельного топлива [для городского транспорта] отсутствует, вместе с тем отдельное внимание уделяется соблюдению требований экологического стандарта, – рассказали «ФедералПресс» в миндортрансе Челябинcкой области. – В целях организации транспортного обслуживания населения Челябинской области пассажирским транспортом министерством реализуются мероприятия по планомерному приобретению общественного транспорта, работающего на природном газе как моторном топливе». При этом в Копейске заправиться газом можно лишь на одном заправочном комплексе, который находится за пределами центра города, в 20 километрах от автовокзала. Еще один объект заправки должны построить в этом году, сообщили в министерстве. Это также, по словам источника «ФедералПресс», сыграло не на руку поставщикам новой техники. Расторжение контракта Впрочем, связь московских автобусов с жесткой позицией по контракту в администрации Копейска не подтверждают. Не подтвердил расторжение договора с мэрией и руководитель «Синегорье-авто». «Администрация требует полного выполнения контакта. Я воздержусь пока от комментариев. Смотрите сроки», – отказался комментировать «ФедералПресс» дальнейшие действия поставщика Виктор Сапелкин, управляющий ООО «Синегорье-Авто». «Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31 декабря 2022 года. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы стороны вправе расторгнуть контракт, и в этом случае ни одна из сторон не вправе требовать возмещения убытков», – говорится в документе на портале госзакупок. «Расторгнуть контракт не всегда получается, – уверен председатель комитета по госзакупкам и электронным торгам реготделения «Опоры России» Ярослав Щербаков. – Односторонний отказ грозит внесением в реестр недобросовестных поставщиков. Это клеймит компанию и отрезает ее на два года от участия в закупках. Очень много рисков. Некоторые рады были бы расторгнуться по обоюдному согласию, но такой гибкости от чиновников нет». Эксперт «ФедералПресс» напомнил, что с 8 марта на федеральном уровне разрешено упрощать госзакупки в период санкций решением областного правительства или местной администрации. Однако чиновники боятся брать ответственность на себя, поэтому мера в регионах не работает. «Мы обратились к губернатору Алексею Текслеру. Необходим порядок, который будет спущен потом с регионального уровня на местный. Пока его нет», – сетует Щербаков. Пока процесс не запущен, предпринимателям отчаиваться не стоит, считает Ольга Попова, руководитель консалтинговой компании «Лигал Эксперт». Нужно успокоиться и действовать по алгоритму. «Сейчас 44-ФЗ предусматривает возможность изменить существенные условия контракта, если его исполнению препятствует форс-мажор, на основании решения регионального правительства или местной администрации. Кроме того, можно списать неустойку за нарушение сроков исполнения контракта по причине санкций. И никто не отменял судебный порядок изменения или расторжения договора, а также оспаривания начисления неустоек со ссылкой на эти обстоятельства», – перечислила эксперт. Также она порекомендовала предпринимателям обратиться за помощью на уровне области в министерство экономического развития, которое сейчас разрабатывает целый комплекс мер для поддержки бизнеса. Фото: freepik.com, ФедералПресс / Ольга Юшкова, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин