Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

В марте 24% россиян отказались от расходов на отдых и путешествия

Во время кризисов отслеживать происходящее в обществе, на рынке и в поведении потребителей становится жизненно необходимо. Знание контекста помогает и в спокойное время, а в условиях турбулентности аналитика и прогнозирование с опорой на опыт становятся важными факторами не только выживания бизнеса, но даже и возможного роста. Аналитики Media Direction Group (MDG) и BrandScience выпустили совместное исследование MDG Context об экономике, потребителях и бизнесе в условиях кризиса. Его результатами компании поделились с Sostav.

В марте 24% россиян отказались от расходов на отдых и путешествия
Фото: Sostav.ruSostav.ru

Экономический кризис 2022 года в сравнении с его предшественникамиСценарии развития экономических кризисов могут быть очень похожи, в первую очередь, в своей цикличности. Например, ажиотажный спрос всегда имеет место в начале рецессии — это подтверждают исследования BrandScience Snapshots, «Мониторинг кризисных настроений россиян» за 2015-2022 года. Тем не менее, у кризисов 2015, 2020 и 2022 годов есть серьёзные отличия.

Видео дня

По данным исследования BrandScience, в 2015 году люди предпочитали вкладывать свободные деньги в бытовую технику и электронику, приобретая их в офлайн-магазинах крупных форматов. В 2020 году россиянами также руководило ожидание инфляции, плюс добавился страх «пустой полки», а на первый план вышла обеспокоенность вопросами здоровья. Поэтому вместе с электроникой они покупали продукты питания длительного хранения и товары для здоровья.

Продажи резко переместились в более безопасное и удобное онлайн-пространство. В 2022 году аналитики отмечают практически ту же мотивацию: падение курса рубля, страх «пустой полки» и забота о здоровье, но наиболее востребованными стали продукты длительного хранения, иностранные бренды (товары для дома, ухода за собой и другие) и импортные лекарства. В 2022 году поиск нужного бренда или лучшей цены стал таким массовым и интенсивным, что частично возродил офлайн-покупки.

Значительно отличалась стратегия экономии в 2015 и 2020 годах. В 2015 году россияне стали экономить на повседневных тратах, чтобы позволить привычные крупные покупки: отпуск, билеты в театр, технику и так далее. В 2020 году, напротив, в приоритете были товары категории FMCG, так как жизнь была зациклена на доме. При этом траты на отпуск и досуг, по объективным причинам, оказались «на стопе».

В марте 2022 года 24% россиян снова отказались от расходов на отдых и путешествия. Также респонденты сократили расходы на досуг: на 6% больше людей экономят за счёт отказа от посещения ресторанов, на 11% стало больше тех, кто сократил траты на кинотеатры.

В 2022 году уже можно делать некоторые выводы о первом этапе ажиотажного спроса и финансовом положении россиян. Аналитики MDG и BrandScience выяснили, что к апрелю оптимизм покинул почти половину опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет. Респонденты на 43% больше, чем в марте, обеспокоены, что их сбережений хватит максимум на полгода. Среди женщин всех возрастов количество уверенных в своей «финансовой подушке» за этот же период упало на 37%.

Быстро меняются и финансовые привычки — возвращается феномен «родственных» займов. В марте-апреле на 24% выросло количество людей, взявших в долг у родственников или знакомых. Основной прирост таких «должников» (173%) наблюдается среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, однако и в аудитории от 35 до 44 лет их также стало больше — на 85%. В Москве количество людей, занимающих у родственников, выросло на 66%.

Коронакризис объединял общество в едином беспокойстве о будущем, в том числе финансовом. В 2022 году, напротив, наблюдается разделение мнений внутри общества. Гораздо больше оптимизма по поводу будущего наблюдается у более взрослой аудитории, выяснили в BrandScience. Так, чем моложе респонденты, тем они пессимистичнее. 60% молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет считают, что в этот раз последствия для экономики и их личного финансового состояния будут гораздо сильнее, чем эффект от пандемии.

В возрастном сегменте 45-55 лет это мнение разделяют меньше половины опрошенных (47%). Возможные фундаментальные изменения в социально-политическом укладе страны волнуют 57% людей в возрастной категории от 25 до 35 лет, и гораздо меньше (38%) респондентов в возрасте от 45 до 55 лет.

Если же сравнить все три кризиса по степени страха за будущее (ответы «волнует» и «очень волнует») то нынешний максимум в 81,5% пока меньше пиковых показателей 2015 года — почти 90% и 2020 года — около 86%.

Как в Иране: подобие санкций — подобие последствий?Россия стала мировым лидером по количеству ввёденных против неё санкций, обогнав Иран, находящийся под схожим набором ограничений более 40 лет. Среди санкций, ввдённых против России, — отключение от SWIFT, нефтяное эмбарго, заморозка иностранных активов ЦБ, запрет на поставку технологий, отсутствие западных брендов, запрет банковского финансирования иранского бизнеса в долларах.

Иранцы пережили колоссальный экономический спад, когда инфляция составляла 40% в год. Однако эксперты сходятся во мнении, что экономика России (которая масштабнее и устойчивее, чем иранская) продолжит функционировать даже в случае ужесточения санкций. Рубль, переживший падение с февраля и достигший пикового значения 120 руб. за доллар (11 марта), к апрелю укрепился и вернулся к исходному значению.

С большой вероятностью российские регуляторы будут перенимать опыт Ирана, отмечается в исследовании. Можно ожидать диверсификацию экспорта в ряд производственных отраслей: добычу полезных ископаемых и обработку металлов, поскольку есть доступ к дешёвой и надежной энергии. Импортозамещение в Иране привело к появлению огромного количества достойных локальных брендов, в том числе массовых. «Если бы существовал глобальный индекс самодостаточности, Иран занял бы высокое место», — отмечает британский журнал The Economist.

Иран через Малайзию, Оман или ОАЭ экспортирует в Китай несколько сотен тысяч баррелей нефти в день, обходя санкции. Также страна торгует с Турцией и Пакистаном, так как часть наземной торговли Ирана сложно контролировать.

Экономику укрепляет не только госрегулирование «сверху вниз», но и активность простых людей («снизу вверх»). В своей борьбе с кризисом они приспосабливаются к изменившимся обстоятельствам наилучшим образом. Так, на фоне высокой инфляции ценные бумаги оказались для иранцев лучшим способом сохранить свои накопления. Сейчас фондовый рынок Ирана процветает, отражая устойчивость его экономики:

в 15 раз выросла капитализации фондового рынка в местной валюте с 2017 по 2021 годы;капитализация местного фондового рынка по итогам 2021 года достигла $1,3 трлн;средняя рыночная стоимость акций топ-100 компаний Ирана в пять раз превысила их годовую прибыль .По данным аналитического центра НАФИ, в России за последние годы значительно выросла финансовая грамотность населения, а значит, можрост сектора частного финансирования. На конец января 2022 года более 17,8 млн физлиц имели брокерские счета на Московской бирже — максимум за всю историю российского рынка. Доля частных инвесторов в объёме торгов акциями составила 40%.

Говоря о финансовой грамотности, эксперты Nielsen IQ отмечают значительный рост числа россиян, которые вынужденно осуществляют «домашнюю аналитику» — мониторинг и поиск лучшей цены. От года к году растёт осведомленность о ценах на регулярно покупаемые товары, и многим брендам может быть полезно учесть этот тренд в своей работе.

Адаптация российского бизнеса: текущие и ожидаемые меры господдержкиВне зависимости от масштаба санкций, адаптации экономики будут способствовать развитие внутреннего производства, сохранение зависимости зарубежных стран от российских ресурсов, укрепление рубля, а также растущая прослойка среднего класса и предпринимателей.

Развитие внутреннего производства невозможно без господдержки среднего и малого бизнеса. Учитывая это, в марте 2022 года правительство приняло ряд ммораторий на плановые проверки до конца года, продлило лицензии на 12 месяцев (в том числе, в розничной торговле) и прочие. Правительство Москвы дополнительно выделило 7 млрд руб. поддержки предпринимателям города, ввело мораторий на повышение арендных ставок на городское имущество и так далее.

Как показал всероссийский опрос предпринимателей, проведённый Аналитическим центром НАФИ, 67% компаний нуждаются в поддержке со стороны государства. Среди самых желаемых мер: снижение страховых взносов, послабление или отмена налоговых платежей — об этом заявили 70% респондентов, льготное кредитование — 43% и субсидии на аренду помещений и зарплаты — 38%.

Исследования показывают, что потребители готовы обеспечить сы импортозамещения. Например, согласно опросу Tiburon, россияне запросто переключатся на новый фаст-фуд взамен ушедшего из России «Макдональдса».

Респондентам представили 3 идеи разной уличной еды — фудтрак Matreshka, сеть «Теремок&raquoitir Chicken. Многие отметили, что именно русская кухня сейчас очень своевременна как лучшая альтернатива фастфуду. Однако основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров отмечает, что «место «Макдональдса» в России конечно же никто не займёт, так как аналогичного по сложности и системе бизнеса в России ни у кого сейчас просто нет. Не займёт ещё и по той простой причине, что средний чек и цена блюд в «Маке» всегда были экстремально низкие».

Укрепление рубля стало возможным также после принятых правительством мер. В частности, была повышена ставка ЦБ, введён запрет на продажу наличных долларов населению, ограничено снятие валютных депозитов. Ультиматум о продаже газа за рубли также резко увеличил рост спроса на российскую валюту.

Зависимость зарубежных стран от российских ресурсов стала определённой «страховкой» для экономики страны. Как пишет Bloomberg, в связи с тем, что 1/4 мирового зерна экспорткра, дённый запрет на экспорт сахара и зерна до 31 августа 2022 года и фактически отсутствие посевного сезона в Украине, спровоцировал резкий рост на продукты питания во всём мире. Руководители Всемирного банка, МВФ и ВТО к борьбе с угрозой голода.

Не все европейцы готовы на радикальные шаги в отношении российских энергоресурсов. С начала событий на Украине европейские страны заплатили за российский газ €35 млрд. В Евросоюзе (ЕС) ведутся дискуссии о возможном эмбарго на поставки нефти и газа, но пока не существует сценария без катастрофических последствий для самой Европы.

Глава концерна BASF Мартин Брудермюллер опасается худшегцкой экономики со времен окончания Второй мировой войны. «Это поставит под угрозу существование, в частности, многих малых и средних компаний страны», — отмечает он. Глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн подчёркивает, что отказ от российских нефти и газа будет иметь последствия для всей Европы.

Рост «прослойки» среднего класса и предпринимателей, по мнению экспертов, позитивно скажется на экономике России. В крупных городах множество людей построили для себя комфортнуютараются сохранить всеми силами. В отличие от 90-х, сейчас у бизнеса есть опыт жизни «в рынке», ррпомочь ему выстоять, считает исследователь рынка труда, экономист Владимир Гимпельсон.

Обязательно найдутся и такие, кто извлечет выгоду из сложившейся ситуации. Директор по альтернативным инвестициям УК «Альфа-капитал» Андрей Богданов считает перспективными те отрасли, где можно замещать более недоступные в России товары и услуги. «Таких сфер крайне много, от производственных комплектующих и программного обеспечения до конкретных потребительских товаров и сервисов», — подчеркивает эксперт.

«Настроение» потребителей в апреле 2022 годаВ условиях кризиса 2022 года люди с более высоким уровнем дохода чувствуют себя увереннее. В марте 52% таких респондентов считали, что сумма их дохода не изменится, 28% были уверены, что смогут увеличить свой доход. 53% аудитории с высоким доходом уверены, что потеря ими работы в ближайшее время невозможна. При этом в марте 2022 года 24% опрошенных с высоким доходом отказались от расходов на отдых и путешествия и сократили траты на досуг — на 6% больше экономят за счёт отказа от посещения ресторанов.

Аудитория с высоким доходом также начала усиленно инвестировать, чтобы сохранить стоимость своих активов. Спрос на элитную недвижимость в Москве вырос на 25%, в Сочи — в 2 раза. Спрос на золотов виде слитков увеличился в 30 раз, и на 130% выросли покупки ювелирных изделий. Чтобы сохранить связь с «внешним миром», высокодоходная аудитория ищет возможность открытия счёта за границей, изучает варианты с виртуальными картами, стейблкоинами и так далее.

В следующем обзоре аналитики MDG подробнее расскажут, как изменилось поведение потребителей в разных категориях в марте 2022 года и как «уроки» прошлых кризисов могут помочь с прогнозированием поведения целевой аудитории в настоящем.