Минфин США расширил санкции против российских компаний и граждан за попытки уклониться от уже введенных ограничений
Обновлено в 16:12
Американский Минфин расширил список антироссийских санкций. В него вошли 29 физических и 40 юридических лиц. Как отмечается в сообщении американского регулятора, это лица и организации, которые «были вовлечены в попытки уклониться от санкций в отношении России, введенных Соединенными Штатами и их партнерами».
Ранее под американские санкции попал весь руководящий состав ВТБ и Совкомбанка. На этот раз в черный список включено руководство ФК «Открытие», включая председателя правления банка Михаила Задорнова. Под санкции попала и первая заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева. В список включили новые банки — старейший в России частный Транскапиталбанк и принадлежащий ему Инвестторгбанк.
Инвестторгбанк входит в топ-200 российских банков по размеру чистых активов и по размеру собственного капитала. С октября 2015 года санируется Транскапиталбанком. Транскапиталбанк — это оператор новой платежной системы Hello, которую накануне зарегистрировал ЦБ. Минфин США считает, что банк пытался сотрудничать с банками в Китае и на Ближнем Востоке для обхода американских санкций. В частности, предлагал проводить трансакции через собственную систему интернет-банкинга TKB Business, альтернативную SWIFT, в том числе для обработки платежей в долларах для клиентов, которые находятся под санкциями. Кроме того, по мнению американского регулятора, ТКБ создавал расчетный центр в Азии, не привлекая американские или европейские банки к клиринговому процессу.
При этом Минфин США выпустил две генеральные лицензии: сроком на месяц, для завершения операций с ТКБ, и сроком на полгода для операций, связанных с Афганистаном и направленных на «преодоление гуманитарного кризиса» в этой стране. В Транскапиталбанке и Инвестторгбанке заявили, что работают в штатном режиме и что санкции коснутся только операций с контрагентами из США. Их временно приостановили, срок завершения сделок до 20 мая.
Комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Инвестторгбанк попал под санкции исключительно из-за того, что является дочкой Транскапиталбанка. Транскапиталбанк — это банк, входящий в топ-50 российских банков по активам, был и в последнее время остается очень активным на направлении финтеха, он, в частности, тестирует цифровой рубль, активен на международном направлении, у него была создана корреспондентская сеть, в первую очередь в странах бывших СНГ. По существу он создал свою платежную систему, которая могла позволять, по информации Соединенных Штатов, осуществлять транзакции в обход санкций. Но теперь те банки или те лица, которые осуществляют транзакцию с таким токсичным банком, сами благополучно могут оказаться под санкциями. Хороший пример таких вторичных санкций — Еврофинанс Моснарбанк. Еще, если не ошибаюсь, в 2019 году банк попал под жесткие американские санкции, из-за того, что осуществлял транзакции с венесуэльской государственной нефтяной компанией, которая в свою очередь уже была под такими санкциями. Иранский опыт показывает основные способы обхода санкций. Понятно, что это дорого, неудобно, но такие сделки могут осуществляться через расчеты наличными и через расчеты, например, золотом или бартер».
Мог ли Транскапиталбанк попасть под санкции именно из-за системы интернет-банкинга TKB Business, которую Минфин США называет альтернативой SWIFT? Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Мне кажется, это серьезное преувеличение. SWIFT — это международная система, которая признана во всем мире как расчетная система. Вряд ли система Транскапиталбанка будет признана всеми международными партнерами, то есть она, скорее всего, будет носить ограниченное влияние и ограниченные возможности. Отдельные платежи она может обрабатывать, но это не системная и не комплексная разработка».
Под санкции попали даже такие банкиры либеральных взглядов, как Михаил Задорнов и Ксения Юдаева. Задорнов, ныне председатель правления банка «Открытие», в начале нулевых был депутатом Госдумы от партии «Яблоко», а потом одним из членов партии «Парнас» вместе с Михаилом Касьяновым и Борисом Немцовым.
А Юдаева, первая заместитель председателя ЦБ, в конце 1990-х преподавала в Стокгольмской школе экономики, которую СМИ называют оплотом либерализма, а в 2006-м была членом научного совета Московского центра Карнеги. Говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Логика в следующем: они берут людей, которые, как им кажется, все-таки идеологически заинтересованы в сохранении партнерских отношений России и Запада, и прямо им говорят, что единственный вариант сохранить эти партнерские отношения — остановить военный конфликт. Вы должны на остановку этого конфликта работать напрямую, если вы этого не делаете, мы вас подвергаем жесточайшим санкциям, то есть вы сюда даже просто не приедете. Им дают четкий сигнал: единственный вариант нормализовать отношения — остановить военный конфликт, вот его и останавливайте, боритесь, как сможете, увольняйтесь, если не можете внутри системы его установить, чего хотите делайте, иначе вы в бане на долгие десятилетия. Тот, кто для себя решения какие-то принял, они уже со службы ушли и страну покинули. Всем известный пример — Анатолий Борисович Чубайс. В этом плане те, кто остались, а уже прошло полтора месяца фактически с начала этой истории, я сильно сомневаюсь, что они под влиянием санкций начнут уходить с государственной службы. Уже было время все обдумать, и в этом плане я сильно сомневаюсь, что эти санкции скажутся на поведении Юдаевой, например».
Под новые санкции попал один из крупнейших операторов дата-центров для майнинга криптовалют BitRiver и его российские «дочки». Сама компания зарегистрирована в Швейцарии. У нее под управлением пять собственных дата-центров, в том числе в российском Братске. И есть совместные проекты с En+ Group в области добычи криптовалют.
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в российском правительстве пишет, что таким образом США, вероятно, пытаются ударить по российской криптовалютной отрасли, поскольку она «потенциально может использоваться для экспортных операций». Так, например, в поддержку идеи разрешить юрлицам расчеты в цифровой валюте с иностранными компаниями высказывалась налоговая служба.