Арбитражным управляющим хотят выставлять оценки

Процедуру банкротства хотят сделать более эффективной: чтобы, пройдя ее, компании не заканчивали свое существование, а имели возможность продолжить работу, а вложившиеся в бизнес кредиторы могли получить назад хотя бы часть своих денег. Об этом говорили на круглом столе в Совете Федерации 23 мая.

Арбитражным управляющим хотят выставлять оценки
© Парламентская газета

Безработица и потери

За последние десять лет процедура банкротства полностью менялась как минимум дважды и сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который внесет очередные коррективы, сказал, открывая заседание, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. По оценкам экспертов, статьи Уголовного кодекса просто не поспевают за законодательством о банкротстве. При этом работы у правоохранителей в этой сфере немало, ведь часто банкротство используют, чтобы уйти от налогов и ответственности, скрыть имущество и финансовые активы.

Арбитражные управляющие ежегодно выявляют больше тысячи случаев преднамеренного и фиктивного банкротства. В действительности, по словам Артем Шейкина, их в разы больше, но правовую оценку получает лишь малая часть — правоохранители фиксируют меньше трехсот случаев в год, а количество приговоров — не больше 35 в год.

Меж тем массовые банкротства предприятий ухудшают инвестклимат, ведут к росту безработицы и прямым потерям бюджетных средств, констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. Долги банкротящихся предприятий по налогам, по ее словам, в 2021 году составляли 900 миллиардов рублей, а кредиторы за последние десять лет потеряли около 12 триллионов. Все эти факты красноречиво свидетельствуют: процедуру нужно менять.

Опять двойка

Банкротство сегодня — синоним ликвидации компании: реабилитацией заканчивается лишь одна процедура из пятисот, хотя часто бизнес можно сохранить, считает замначальника управления обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы Анатолий Васильев.

Усилить реабилитационную составляющую призван внесенный кабмином в Госдуму в мае прошлого года законопроект, вносящий поправки в закон о банкротстве. Из процедуры предлагают исключить внешнее управление и период наблюдения, поскольку они неэффективны для самого бизнеса и кредиторов. Останутся лишь ликвидация для оказавшегося нежизнеспособным бизнеса и реабилитация, которая позволит сохранить предприятие или компанию.

Очень важно точное заключение арбитражного управляющего о причинах банкротства и его выводы, не оказалась ли процедура преднамеренной или фиктивной. Сегодня качество такой экспертизы оставляет желать лучшего, констатировал глава департамента корпоративного регулирования Минэкономразвития Михаил Бештоев. Ведомство разработало законопроект о создании госрегистра арбитражных управляющих, которых будут назначать на основании балльной оценки.

Еще один подготовленный Минэкомразвития документ касается оспаривания цепочки сделок, которыми недобросовестные предбанкроты прикрывают вывод активов. Сейчас, по словам Бештоева, эффективно противостоять этому сложно, поскольку оспаривать нужно последовательно каждую сделку, а это долго и дорого. Если закон примут, то арбитражные суды смогут признавать недействительными совокупность сделок.

Мимо налоговиков не проскочишь

По данным ФНС, за последние пять лет было вынесено девять тысяч заключений о наличии признаков преднамеренного банкротства, но это лишь 3,5 процента от общего количества заключений. В сорока процентах случаев у банкрота при оплате обязательств вообще не оказывается никакого имущества, а шестьдесят процентов всех банкротств закачиваются с нулевым для кредиторов результатом — они не получают ничего.

В находящемся на рассмотрении Госдумы законопроекте записано положение о возможности ФНС контролировать качество заключений о банкротстве, а также в определенных случаях проводить собственную экспертизу. Это, полагают в ведомстве, повысит процент выявляемых фиктивных банкротств. Но дело, по словам Анатолия Васильева, не только в конкретных исполнителях, но и в том, что они руководствуются правилами, которые были написаны двадцать лет назад и с тех пор сильно устарели.

Процедуры, применяемые при банкротстве, длятся в среднем два с половиной года, а порой и значительно дольше, отметила Светлана Орлова. Для сравнения: в США средний срок их проведения составляет около года. Участники обсуждения в палате регионов высказались за ускорение как ликвидационных, так и реабилитационных процедур. В первом случае это важно, потому что стоимость активов ликвидируемого предприятия быстро падает, и чем дольше идет процесс, тем меньше за них можно выручить.

А реабилитация по предложению Минэкономразвития должна помочь восстановлению платежеспособности должника. Для этого предложено сократить сроки проведения конкурсного производства, в том числе путем оперативного прекращения заведомо убыточной деятельности.