Дорожная карта цифрового сотрудничества

ПАО «Транснефть» выполняет комплекс мероприятий для обеспечения реализации государственного курса на цифровую трансформацию строительной отрасли. Наиболее интенсивная работа в рамках межсистемной интеграции проводится при участии Главгосэкспертизы России. В системе «Транснефти» осуществляется как внедрение отдельных цифровых инструментов по различным направлениям, так и реализация масштабной Программы «ИНФОМАКС» (информационная модель автоматизации капитального строительства), направленной на комплексную цифровую трансформацию строительного блока. Большое внимание уделяется цифровому взаимодействию с участниками жизненного цикла объектов капитального строительства и государственными экспертными и надзорными органами. В этой связи было принято решение о долгосрочном сотрудничестве с Главгосэкспертизой России с целью цифровизации процессов проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также по ряду других вопросов. Во исполнение указанного решения ПАО «Транснефть» и Главгосэкспертиза России 23 ноября 2018 года подписали Меморандум о стратегическом партнерстве, а в июле 2021 года утвердили Дорожную карту по организации электронного информационного обмена между Главгосэкспертизой и компанией. С учетом актуальности темы цифровизации и в развитие ранее принятого документа 9 сентября 2021 года была подписана Дорожная карта по цифровизации информационного взаимодействия между Главгосэкспертизой России и ПАО «Транснефть» на период 2021–2024 гг. Основные направления цифровизации, которые реализуются в рамках дорожной карты: – переход на оформление заданий на проектирование объектов капитального строительства в машиночитаемом формате XML с отказом от традиционной формы, – переход к экспертизе проектной документации в форме информационной модели. Также рассматриваются возможности межсистемной интеграции. Согласно плану дорожной карты, в настоящее время выполняются работы по переходу к использованию заданий на проектирование в формате XML. В соответствии с разработанной XML-схемой компанией «Транснефть» был создан и передан в Главгосэкспертизу России пробный документ в машиночитаемом формате. «Данное направление является перспективным как с точки зрения цифровизации взаимодействия с госорганами, так и с точки зрения цифровизации внутренних процессов строительного блока ПАО «Транснефть», – говорит Андрей Комаров, начальник департамента строительства ПАО «Транснефть». Использование машиночитаемого задания на проектирование позволяет автоматизировать процессы государственной экспертизы проектной документации в части требований к проектированию, а также отдельные процедуры внутренней экспертизы в системе «Транснефти». Этот формат также обеспечивает создание основы для реализации и контроля выполнения требований к объекту капитального строительства, в том числе Постановлений Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1431 и от 05.03.2021 №331 в части ведения информационных моделей объектов капитального строительства и форматов включаемых в них сведений, документов и материалов. Кроме того, мероприятия дорожной карты по переходу к использованию XML-схемы задания на проектирование предусматривают поэтапное развитие функционала и наращивание интенсивности цифрового взаимодействия, в том числе реализацию пилотного проекта по формированию и передаче задания на проектирование в формате XML в подсистеме интерактивного взаимодействия с заявителем АИС «Главгосэкспертиза». Помимо развития направления по обмену машиночитаемыми документами, также осуществляется активное сотрудничество ПАО «Транснефть» с Главгосэкспертизой России по вопросам развития Классификатора строительной информации. Это один из ключевых элементов единой цифровой среды в строительстве, включая интеграцию с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности. В планах компании – переход к межведомственному взаимодействию на основе информационной модели объекта. К настоящему времени в рамках реализации пилотных объектов Программы «ИНФОМАКС» уже получен опыт передачи на государственную экспертизу проектной документации в формате цифровой информационной модели объекта. Экспертизу прошли модели пилотных объектов «Подводный переход МН через реку Северную Двину» и «Административное здание аппарата управления Новосибирского РНУ». По итогам оценки эксперты Главгосэкспертизы России отметили успехи АО «Гипротрубопровод» в создании информационных моделей, в частности – высокий уровень проработки инженерной цифровой модели местности». Еще один объект – «Строительство резервуара объемом 50 тыс. м3 на нефтебазе «Усть-Луга» – проходит экспертизу в настоящее время. «В перспективе интенсивность взаимодействия между нашими организациями будет только увеличиваться, что потребует новых форм его организации», – считает Андрей Комаров, начальник департамента строительства ПАО «Транснефть». Фото: ООО «Транснефть – Порт Усть-Луга»

Дорожная карта цифрового сотрудничества
© Главгосэкспертиза России