Бизнес-миссия выполнима

Продукцию «Моспрома» в 2021 году импортировали 186 стран. О новых реалиях — Дарья Степанова, замруководителя Департамента инвестиционной и промполитики.

Бизнес-миссия выполнима
© Вечерняя Москва

— Текущая международная обстановка повлияла на все производственные циклы и цепочки поставок. Что можно сказать о партнерстве с БРИКС?

— Очевидно, нужно время для полной переориентации торговых потоков и выстраивания надежных внешнеэкономических связей, в том числе со странами БРИКС. Многие московские экспортеры уже работают с ними. Так, Китай — самый большой импортер столичной продукции: особой популярностью пользуются кондитерские изделия (их в прошлом году поставили более чем на девять миллионов долларов). По данным специалистов Центра «Моспром», спрос на импортные сладости со стороны КНР ежегодно растет, поэтому в этом сегменте есть все шансы занять лидирующие позиции по экспорту и увеличить продажи московских конфет. В целом потребительский рынок Китая ежегодно развивается, в частности, благодаря увеличению числа каналов продаж, электронной коммерции.

Москву и Индию связывают давние крепкие торгово-экономические связи. Успешно закрепиться на индийском рынке могут производители здорового питания, товаров для красоты и здоровья. Сегодня в стране преобладает население в возрасте 18–35 лет, эта же группа формирует фундамент рабочей силы. Исследования показывают, что 45 процентов миллениалов считают важным аспектом соблюдение ЗОЖ.

К перспективному направлению можно отнести поставки контрольно-измерительных приборов для электрических величин и излучения, поскольку объем общего импорта Индии данной товарной позиции стабильно растет.

Что касается Бразилии, то, по данным экспертов, в ближайшие годы здесь ожидается оживление рынка машиностроения и увеличение продаж электрооборудования, электроники, машин и оборудования до 101,5 миллиарда долларов в 2024 году, это практически на треть больше, чем в 2020 году. Учитывая, что Москва в основном экспортирует в Бразилию вспомогательное электрооборудование и механические принадлежности для автотехники, то предприятия могут нарастить объем поставок.

— А как у Москвы обстоят дела с экспортом в страны АСЕАН, Арабского мира, Африки?

— Эти страны, так же как и Китай, Бразилия, Индия, давно уже сотрудничают с Москвой в торгово-экономической сфере. Например, в рамках торговли со странами АСЕАН столица развивает экспорт товаров промсектора. Основными странами-импортерами промтоваров являются Вьетнам, Мьянма и Филиппины. Есть перспективы в наращивании поставок как промышленной, так и пищевой продукции по всем направлениям. Более того, на прошедшем в Петербурге международном экономическом форуме заявили о готовности к подключению к платежной системе «Мир» иностранные партнеры, в том числе среди стран АСЕАН, — Мьянма, а также Венесуэла и Куба, Египет.

Что касается стран Персидского залива и Африки, то они обладают прекрасным потенциалом для столичного бизнеса. Благодаря своему расположению страны этого региона считаются важным коммуникационным центром между континентами. Мы проводили анализ и пришли к выводу, что наибольший успех на данном направлении ожидает производителей различных электрических устройств и аппаратуры связи, механического оборудования и техники, оптики, а также медтехники. Более того, из-за особенностей климата регионы не могут полностью себя обеспечить сельхозпродукцией, и, несмотря на программы импортозамещения в ряде отраслей АПК, регион остается зависимым от внешних поставок.

Основными экспортными продуктами будут безалкогольные напитки, шоколадные изделия и готовые продукты из цельных злаков. В целом они уже сегодня востребованы на Ближнем Востоке и в Африке.

Город в свою очередь нацелен поддерживать компании в освоении экспортной деятельности и расширении географии уже существующих поставок. Также с нашей стороны предпринимаются всевозможные меры для снижения негативного эффекта санкций и укрепления экономических связей со всеми государствами, которые открыты к сотрудничеству.

— Расскажите подробнее об этой поддержке...

— Специалисты Центра «Моспром» помогают в освоении новых каналов сбыта и поиске потенциальных партнеров, организуют эффективные переговоры и проводят потенциальным зарубежным покупателям туры на предприятия. Помимо этого, они делают глубокий анализ зарубежных рынков на предмет конкурентоспособности московской продукции. Сейчас наше внимание приковано к перспективным рынкам стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

В этом году мы запланировали более 20 международных мероприятий и 1,5 тысячи целевых переговоров. По опыту могу сказать, что участие в бизнес-миссиях и выставках позволяет быстрее найти надежного партнера на зарубежном рынке.

Так, в начале года для сектора АПК и промышленности была организована серия бизнес-миссий в страны Ближнего Востока, среди них ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн и Республика Индонезия: производители встретились с зарубежными компаниями и договорились о поставках своей продукции.

В июне предприятия презентовали новейшие разработки в сфере светового, дорожного, строительного оборудования на выставке в Катаре. Компании провели более 150 b2b-переговоров о возможности начала экспорта товаров на рынок Ближнего Востока.

Кроме того, стенд предприятий был высоко оценен международными экспертами и получил награду за лучший дизайн... В ближайшей перспективе запланирована бизнес-миссия в ЮАР, Республику Казахстан, Египет, страны Латинской Америки, Марокко и ОАЭ. А еще до конца года компании будут представлены на различных международных выставках в Саудовской Аравии, Египте и Казахстане.

ЦИФРА

4,5 миллиарда долларов составил оборот торговли российской столицы с Индией в 2021 году, что на 63 процента превышает показатели предыдущего года.