Легальные перекупщики билетов фактически прекратили свою деятельность на фоне массовой отмены крупных концертов. По итогам первой половины 2022 года количество билетов на концерты, которые выкупались через сервисы перепродажи, приблизилось к нулю, сообщает РБК со ссылкой на организатора международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергея Бабича.
По его данным, на вторичном рынке билетов число легальных перекупщиков, зарегистрированных как ИП или ООО, к концу июня 2022 года не превышало 20. До пандемии их насчитывалось больше 300, уточняет Бабич. Количество билетных брокеров сократилось более чем в 15 раз за три года. До 2020 года в денежном выражении официальным перекупщикам удавалось зарабатывать 15–20% сверх официальных расценок всех выпущенных в продажу билетов, сейчас этот показатель меньше 3%.
Схожую оценку дали другие участники рынка: глава Ассоциации билетных брокеров Василий Подорольский и председатель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Владимир Зубицкий.
По оценке Бабича, в доковидном 2019 году через брокеров реализовывалось около 5% всех билетов, по оценке Зубицкого, — 5–10%.
В 2019 году продажи билетов на афишные исполнительские мероприятия (не входят корпоративы и массовые мероприятия без выступления артистов) приблизились к 100 млрд руб., сообщил изданию главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Цифры включают реализацию билетов через перекупщиков, но выделить их нельзя.
В пандемийном 2020 году общие продажи билетов упали до 28 млрд руб., которые были обеспечены первыми месяцами года. В прошлом году был зафиксирован незначительный рост — до 30–35 млрд руб. Оценок за первую половину 2022 года пока нет. По словам Сафронова, примерный прогноз на весь год — 50 млрд руб.
Главной причиной падения спроса на услуги легальных перекупщиков Бабич называет отсутствие вызывающих особый ажиотаж концертов, билеты на которые распродаются в первые недели после старта продаж. Например, такими были выступления Thirty Seconds to Mars в «Олимпийском» в 2018 году или Rammstein и Muse в «Лужниках» в 2019 году.
По словам Бабича, вторичный рынок существует за счёт «излишнего ажиотажа и агрессивного маркетинга». Сейчас количество мероприятий составляет 25% от уровня 2019 года — билетным брокерам нечего продавать, констатировал эксперт. Возможность заработать у них остаётся только на востребованных театральных постановках и топовых спортивных соревнованиях. Так, с финансовой точки зрения большинство крупных стадионных концертов невозможно организовать без билетных брокеров: они авансируют такие шоу, внося определённую сумму на выкуп части билетов. За счёт этих средств организаторы покрывают свои основные расходы.
Перекупщики работают на дорогих билетах, которые в дефиците и пользуются повышенным спросом, подтверждает Сафронов. По его мнению, этим и обусловлена спекуляция. «Такие билеты всегда связаны со звёздами, которых сейчас на рынке намного меньше: зарубежные исполнители от выступлений отказались, значительная часть российских — тоже», — подчеркнул эксперт.
В марте билетные сервисы МТС Ticketland и МТС Live отмечали, что доля концертов зарубежных артистов от всех запланированных мероприятий опустилась ниже 1%.