Минпромторг подает в суд на разработчика процессоров «Скиф»

«Элвис» предстанет перед судом. Минпромторг намерен взыскать более 500 млн рублей с разработчика процессоров «Скиф» за невыполнение условий контракта. В министерстве считают, что НПЦ «Элвис» — разработчик процессоров «Скиф» — не выполнил условия по разработке и выпуску микрочипов для спутников. Как сообщает «Коммерсантъ», даже частичное удовлетворение требований заказчика нанесет значительный финансовый урон «Элвису», выручка которого в прошлом году составила порядка 1 млрд рублей. В определении к делу указано, что ведомство намерено взыскать средства, выплаченные им за госконтракт 2016 года. Работа должны была закончиться в 2019 году. «Элвис» должен был предоставить образцы рабочих микросхем. Комментирует IT-обозреватель «Российской газеты» Олег Капранов:

Минпромторг подает в суд на разработчика процессоров «Скиф»
© BFM.RU

Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты» «На самом деле эта история довольно типовая, то есть Минпромторг регулярно судится с компаниями, у них были иски и к «Байкалу», и к «Эльбрусу», МЦСТ который, по поводу того, что компании не выдерживают сроки, заявленные в контрактах, по которым они получают субсидии. Единственное, что странно, что, насколько я помню, об этом говорил замглавы Минпромторга, что они урегулировали сущностно эту проблему и нашли способы, как решать ее, чтобы не доводить дело до суда. Но в целом там уже ситуация заключается в том, что Минпром обязан подать в суд, если компания не выполняет условия соглашения и условия получения субсидии. В противном случае Минпром подставляет себя, они этого делать не могут и не хотят. А почему компании не выдерживают условия? На самом деле очень много самых разных причин: разработка затягивается, потому что многие решения приходится создавать с нуля, трудно запланировать какие-то жесткие сроки. И в суде большинство этих исков отклоняется. Тут главный момент заключается в том, что фактически по всем этим искам, в конце концов продукт-то была поставлен, поэтому это достаточно формальная штука. Допустим, если представить, что они вообще ничего не сделали, тогда к ним безусловно будут вопросы, а если они сделали то, что они должны были сделать, но несколько позже, я думаю, что все это закончится ничем».

В определении суда от 7 июля говорится, что исковое заявление остается без движения на срок до 8 августа, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послуживщие основанием для оставления искового заявления без движения. Соответствующие документы должны поступить в Арбитражный суд к указанной дате.

Что это означает и будет ли удовлетворен иск, рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Иск был подан в последний день срока исковой давности. Уже было сказано, контракт должен был быть исполнен до 30 июня 2019 года, процессоры «Скиф» должны были быть поставлены. Иск был подан 30 июня 2022 года, то есть в последний день трехлетнего срока. Показательно. Потому что иначе тот чиновник, который не предпринял меры для возврата денежных средств, он автоматически на себя, что называется, «рисует» статью Уголовного кодекса, минимум халатность, потому что он не предпринял никаких мер для того, чтобы вернуть денежные средства. Как мы понимаем, процессоры не поставлены, возможно, были какие-то попытки, как этот вопрос урегулировать, но факт есть, полмиллиарда-то, что называется, пошло непонятно куда. Поэтому министерство было вынуждено в последний день подать иск, хоть какой-то, пусть даже, что называется, под обездвижение, но только для того, чтобы зафиксировать то, что они уложились в сроки. Иначе то, что называется, потеряли право на судебную защиту. То есть производителям «Скифа» достаточно было заявить о пропуске срока исковой давности. Что касается перспектив, контракт должен был быть исполнен 30 июня 2019 года, даже вопросы локдауна тогда еще были неактуальны, поэтому, конечно, взыщут. Возможно, уменьшат неустойку, скорее всего. Сумма явно для ответчика, то есть для производителя процессоров, судя по их отчетности, будет критична, поэтому либо они о чем-то договорятся, либо это закончится банкротством производителя, я думаю, с учетом российских реалий и уголовными делами, к сожалению».

Некоторые эксперты считают, что на поставки элементов микросхем были способны повлиять санкции, введенные в 2014 году, но ситуацию нельзя отнести к числу форс-мажорных, поскольку в 2016 году, когда был заключен контракт, эти санкции «не были непредвиденными».