ГТЛК закупит дроны на ₽5,5 млрд для новой авиакомпании

<p><strong><span><span><span>ГТЛК планирует до 2027 года закупить 400 летательных аппаратов на ₽5,5 млрд для компании "Беспилотные авиационные системы", о создании которой было объявлено в июне. Дроны предполагается применять в труднодоступных районах страны</span></span></span></strong><br /> <br /> <span><span><span>Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует приобрести 400 беспилотников примерно за 5,5 млрд руб., чтобы поставить их новой авиакомпании "Беспилотные авиационные системы" в 2022–2027 годах. Об этом РБК рассказал представитель ГТЛК.<br /> <br /> ГТЛК и Фонд поддержки проектов национальной технологической инициативы, совет которого возглавляет спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, договорились о создании на паритетных условиях этой авиакомпании в ходе Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года. Планируется, что она будет оказывать услуги как по аэрофотосъемке и мониторингу объектов, так и по перевозке грузов авиационным беспилотным транспортом.<br /> <br /> В 2022 году компания должна получить первые шесть беспилотников, в 2023-м их число увеличится до 20, а в 2024-м — до 50. Основные поставки запланированы на 2025–2027 годы, следует из презентации главы дирекции по управлению цифровыми активами ГТЛК Алексея Варятченко, которую он представил на конференции Минобрнауки и Агентства стратегических инициатив "Архипелаг 2022" в четверг, 14 июля (у РБК есть копия).<br /> <br /> <strong>Когда начнутся полеты новой авиакомпании</strong><br /> <br /> Тестовые полеты "Беспилотных авиационных систем" стартуют в этом году, а коммерческие полеты беспилотников с массой до 30 кг планируется начать со второй половины 2023 года, сказал представитель ГТЛК. По его словам, в качестве тестовой зоны рассматриваются труднодоступные регионы севера и востока России, Арктическая зона, где неразвита инфраструктура.<br /> <br /> По словам представителя ГТЛК, пока нет финального решения по конкретному составу парка новой авиакомпании и производителям беспилотников. Ее флот будет пополняться и развиваться "в зависимости от решаемых задач", отметил он.<br /> <br /> "Создание совместного предприятия с Фондом поддержки проектов национальной технологической инициативы станет большим шагом вперед для развития сферы беспилотной авиации и позволит перевести услуги с использованием беспилотных систем из уникальных в разряд массовых", — говорил в июне гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. "Если будет доказано, что возить грузы беспилотниками по воздуху и по земле надежнее, дешевле, чем в пилотируемом режиме, то нас ждет бурное развитие этой технологии в ближайшее десятилетие", — добавлял Песков.<br /> <br /> Осенью 2021 года ГТЛК подписала соглашения с "Почтой России" и производителем летательных аппаратов компанией "Аэромакс" (входит в АФК "Система") о совместном развитии беспилотной авиации. Почтовый оператор планирует запустить беспилотную доставку по 48 маршрутам в четырех регионах — на Камчатке, Чукотке, Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе, сообщала пресс-служба "Почты России".<br /> <br /> <strong>Сколько можно заработать на дронах</strong><br /> <br /> По данным ГТЛК, в 2021 году объем рынка беспилотных услуг в России составил около 11 млрд руб., к 2025 году прогнозируется его увеличение до 50 млрд руб., к 2030 году — до 120 млрд руб.<br /> <br /> Потенциальный размер рынка коммерческого использования беспилотных авиационных систем при условии снятия регуляторных барьеров составляет 60 млрд руб. в год, указано в исследовании Центра экономики инфраструктуры. За 10 лет у рынка есть перспектива вырасти в три-четыре раза, то есть до 180–240 млрд руб., считают эксперты.<br /> <br /> <strong>Какие есть риски у проекта</strong><br /> <br /> Ключевые риски проекта по созданию оператора беспилотников — законодательное регулирование, отмечает эксперт консалтинговой компании AIM Group Андрей Патраков. Регуляторная база для коммерческого использования таких летательных аппаратов в России не создана, и сейчас их применение фактически запрещено на федеральном уровне, добавляет он.<br /> <br /> С 1 марта 2022 года вступил в силу пункт 2.7 федеральных авиационных правил (ФАП) № 494, согласно которому специалисты предприятий, работающие с беспилотными авиационными системами, должны пройти обучение по специальным программам подготовки, утвержденным Росавиацией. Но типовая программа до сих пор не утверждена ведомством, не установлен и документ, который будет подтверждать квалификацию таких специалистов. Для того чтобы перевести услуги с использованием беспилотных систем в разряд массовых, потребуется кропотливая работа по формированию и совершенствованию специализированной нормативно-правовой базы, соглашается представитель ГТЛК. По его словам, в эту работу включены эксперты Росавиации. РБК направил запрос в пресс-службу ведомства.<br /> <br /> Фонд поддержки проектов национальной технологической инициативы тоже будет участвовать в подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой и технической базы, необходимой для развития рынка беспилотной авиации, передал РБК через представителя его гендиректор Вадим Медведев.<br /> <br /> По словам Патракова, сейчас средний размер парка операторов не превышает 10 беспилотников, поэтому новая авиакомпания может стать лидером на этом рынке. Приход игрока, который может координировать и финансировать выполнение всего комплекса работ, от разработки до производства и применения беспилотников, — важный шаг для развития рынка, добавляет глава "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.</span></span></span></p>