Войти в почту

Доля рынка российского офисного ПО увеличится до 82% к 2027 году

По прогнозам аналитиков J’son & Partners Consulting, к 2027 году объём российского рынка офисного программного обеспечения (ПО) составит 85,2 млрд руб., при этом доля отечественных разработчиков вырастет с текущих 12% до 82%. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование J’son & Partners Consulting.

Доля рынка российского офисного ПО увеличится до 82% к 2027 году
© Sostav.ru

Согласно его результатам, на долю opensource-решений (программное обеспечение, распространяемое с открытым исходным кодом – прим. Sostav) придётся 10%, а на долю зарубежных – 8%. В 2021 году данные показатели составляли 12, 18 и 70% соответственно.

В J’son & Partners Consulting считают, что «к кардинальному изменению структуры рынка офисного ПО в течение ближайших 3–5 лет» приведут макроэкономические факторы, динамика спроса в 2022 году, госрегулирование и развитие игроков. В частности, аналитики прогнозируют резкий рост доли российских разработчиков. Они также предполагают, что произойдёт частичное перераспределение доли рынка в пользу двух российских производителей ПО – Р7 и «Моего офиса».

Представители разработчиков заявили «Ведомостям», что согласны с прогнозами J’son & Partners Consulting. В Р7 отметили, что к 2027 году рассчитывают занять не менее 40% российского рынка офисного ПО. Однако данные по динамике продаж своего офисного ПО за 2021-2022 год не раскрыли.

По итогам первого полугодия 2022 года продажи продуктов «Моего офиса» для корпоративных клиентов выросли в четыре раза год к году и превысили 1,2 млрд руб., подчеркнул изданию представитель разработчика.

Кроме того, по его словам, в «Моем офисе» фиксируют ежемесячный рост спроса на решения среди частных пользователей, который с апреля 2021 года вырос в семь раз. В компании повышение интереса связывают прежде всего с программой предустановки российского ПО, которая стартовала в апреле 2021 года.

Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, до 2025 года рост российского рынка ПО будет умеренным, далее он замедлится в связи с «ожидаемой реакцией госсектора и коммерческого сектора на требования государства по импортозамещению и с учётом скорости принятия решений, проведения закупок и внедрения». В 2022–2027 году среднегодовой темп роста составит 10-12%. В 2021 году аналитики ожидали среднегодовые темпы роста на уровне 6-9%.

При этом объём российского рынка офисного ПО увеличился с 38,8 млрд руб. в 2020 году до 42,5 млрд руб. в 2021 году. Основная доля рынка пришлась на коммерческий сектор – 28,8 млрд руб. Второе место у госсектора – 10,9 млрд руб., третье – у физлиц с 2,8 млрд руб. Для сравнения: в 2020 году коммерческие компании потратили на офисный софт 26,2 млрд руб., госкомпании – 9,9 млрд руб., физлица – 2,7 млрд руб.

По мнению представителя Р7, коммерческий сектор рос быстрее в силу «более гибкого процесса принятия решений и более высокой адаптивности к переменам». В «Моём офисе» считают, что в ближайшие три года заметнее будет расти доля российского офисного ПО в госсекторе, а также в коммерческих компаниях, относящихся к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ).

В J’son & Partners Consulting подсчитали, что потенциальная емкость рынка российского ПО (с учётом пользователей необновляемого, устаревшего и нелицензионного ПО) – 327,3 млрд руб.

Доля рынка российского офисного ПО в продажах может вырасти до указанных показателей хотя бы за счёт того, что официальных продаж Microsoft сейчас нет, указывает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Однако, по его мнению, многие коммерческие компании и госсектор продолжат использовать зарубежное ПО.

«В части продаж у отечественного ПО будут все 100% рынка, в части реального использования будет много зарубежного пиратского и открытого кода, но это трудно измеримо», – соглашается с ним руководитель АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин.

В 2021 году J’son & Partners Consulting прогнозировала, что доля российского офисного ПО (Р7 и «Мой офис») могла вырасти с 7% в 2020 году до 40% в 2026 году, свободного ПО (LibreOffice и OpenOffice) – с 15,5 до 30%, а доля зарубежного ПО (среди них – Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office) за этот же период должна была уменьшиться с 77,5 до 30%.