«Вопрос угольной экологической безопасности — приоритетный для порта «Суходол»

Вот уже несколько лет в Шкотовском районе Приморского края ведется строительство одного из самых амбициозных угольных проектов — морского порта «Суходол», реализуемого группой «СДС-уголь». Порт должен стать вторым в регионе по объему перевалки и позволить увеличить объемы экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На фоне текущей геополитической ситуации и беспрецедентных санкций в отношении России появление «Суходола» — важная веха в стратегии «Поворота на Восток». Какими будут новые морские ворота, рассказал Сергей Кропотов, генеральный директор ООО «Морской порт «Суходол».

«Вопрос угольной экологической безопасности — приоритетный для порта «Суходол»
© Konkurent.ru

— Сергей Аркадьевич, на каком этапе сейчас находится строительство порта?

— Техническая готовность на сегодня составляет более 80%, а портовой инфраструктуры — 98%. Завершается строительство пересыпных станций и монтаж крытых конвейерных линий. Готовы к эксплуатации двусторонний пирс и универсальный причал, установлены судопогрузочные машины. При этом на строительную площадку полностью поставлено оборудование немецкой фирмы KOCH Solutions GMBH для перевалки угля и уже ведутся монтажно-наладочные работы. В активной фазе находятся также работы по строительству железнодорожного грузового фронта, подъездных железнодорожных путей.

— В одних источниках говорится о перевалке 12 млн, в других — о 20 млн. Так сколько же тонн угля будет обрабатывать «Суходол»? И когда вы планируете выйти на эту мощность?

— Порт — это огромный, сложный механизм. Как и настройка музыкального инструмента, порт требует своей настройки. Любая приостановка какого-либо элемента в этом сложном механизме ведет к несанкционированным простоям и различным задержкам. Конечно, мы будем стремиться к максимальным показателям, но понимаем, что на начальном этапе возможны приостановки, наладки и доналадки оборудования. По опыту прошлых терминалов можем сказать, что для выхода на плановые показатели может потребоваться до двух лет.

Поэтому наши планы на 2023 г. — это перевалка 2 млн тонн в год, на 2024 г. — 6 млн тонн в год, на 2025 г. — 12 млн тонн в год и более. В дальнейшем планируется довести грузооборот до 20 млн тонн угля. Все технические возможности технологического оборудования и мощности железнодорожного фронта у нас есть.

— Когда только презентовали будущий порт, заявлялась цель — облегчение доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Цель не изменилась? Есть ли уже какие-то подписанные контракты?

— Цель реализации проекта осталась без изменений. В настоящее время ООО «Морской порт «Суходол» совместно с акционерами проекта формирует пул предприятий, которые будут обслуживаться в порту. Заявленные мощности в 20 млн тонн — это очень серьезный грузооборот, которого достаточно для привлечения всех заинтересованных компаний и партнеров. Кроме того, с учетом сложной нынешней экономической и геополитической ситуации основной задачей, поставленной правительством, является развитие именно восточных транспортных узлов. Оборудования и мощностей нашего порта вполне хватает для реализации этих задач.

— На шестом Восточном экономическом форуме было объявлено, что на базе морпорта «Суходол» в перспективе создадут многофункциональный хаб. И помимо угля порт будет переваливать контейнеры и зерно. Остается ли это в планах?

— Действующая команда морского порта «Суходол» занимается строительством именно угольного терминала. На этом терминале предусматривается обработка небольшого объема различных генеральных грузов, которая будет осуществляться в основном для нужд порта. Эта деятельность будет носить локальный характер. Но, вы правы, ведутся предпроектные работы по разработке документации и обоснований по строительству контейнерного и зернового терминалов. Однако о сроках проектирования и строительства этих объектов пока рано говорить.

— Проблема Восточного полигона РЖД — огромная загруженность, в результате чего постоянно возникают пробки на пути к портам Приморья. Как в «Суходоле» будут решать данную задачу?

— Избежать данных проблем морской порт «Суходол» может ритмичным подводом поездов Дальневосточной железной дороги в адрес порта в соответствии с ежесуточной перерабатываемой способностью и соблюдением технологических норм на выгрузку вагонов со стороны порта — это основное, из-за чего происходит скопление груженых вагонов на подходах к портам. В рамках дальнейшей реализации проекта с ОАО «РЖД» заключены договоры на технологическое присоединение к путям общего пользования, гарантирующие обеспечение проектной пропускной способности (до 20 млн тонн в год).

Во исполнение данных договоров ОАО «РЖД» осуществляет модернизацию станции Смоляниново, в части примыкания к железнодорожной инфраструктуре ООО «Морской порт «Суходол».

— В начале года проходили общественные слушания по поводу строительства порта. Каковы итоги? Что-то пришлось менять в проекте?

— Общественные обсуждения проводились в соответствии с требованиями законодательства РФ. По итогам получили положительную оценку заложенных проектных решений. Дополнений и корректировок вносить не потребовалось. Но мы и дальше готовы к открытому диалогу с общественностью совместно с администрацией Романовского сельского поселения Шкотовского района.

— В Приморье то и дело появляется общественное возмущение деятельностью тех или иных угольных портов. Какие технологии будут применяться в «Суходоле», чтобы обезопасить людей, ну и себя, от «экологического терроризма»?

— Вопрос угольной экологической безопасности — приоритетный для порта «Суходол». Все решения по угольному терминалу были подвергнуты серьезной проверке со стороны экологической экспертизы, и были получены соответствующие положительные заключения. При реализации проекта применены наилучшие доступные технологии, существующие сегодня не только в российской, но и мировой практике.

Расчетные выбросы по угольной пыли стремятся к нулевым показателям. За счет чего? Так, территория угольных складов будет огорожена ветрозащитными панелями, а перевалка угля будет осуществляться только закрытым способом. То есть все конвейерные линии закрыты защитными кожухами, их можно увидеть уже сейчас.

Кроме того, на пересыпных станциях стоит мощная система пылеподавления и аспирации, а на всех открытых участках установлена система орошения. При этом портом дополнительно закупаются уборочная техника и несколько снегогенераторов, которые также будут включаться при перегрузке угля.

Главное — мы отказались от перевалки угля грейферным способом. У нас перегрузка будет осуществляться на специальной станции разгрузки вагонов в полностью закрытом помещении без контакта с внешней средой. Дополнительно строится целый комплекс очистных сооружений, включающий оборудование для всех степеней очистки поверхностных вод и повторное их использование для технических целей порта. Кроме того, порт расположен на значительном удалении от ближайших населенных пунктов. Поэтому мы считаем, что жители прилегающих населенных пунктов не заметят каких-либо изменений после начала перегрузки угля.

— Сколько будет создано рабочих мест с введением в эксплуатацию порта?

— В настоящее время, при непосредственно строительстве, в морском порту «Суходол» трудоустроен 121 человек. Планируемое же количество рабочих мест в 2023 г. — 431, в 2024 г. — 519, в 2025 г. — 607. Стоит отметить, что уже сейчас мы испытываем дефицит квалифицированных кадров. Приходится привлекать специалистов со всех регионов страны. Поэтому разрабатываются программы сотрудничества с местными вузами по предоставлению студентам технических специальностей мест прохождения производственной практики с последующим трудоустройством. Что касается средней заработной платы в «Суходоле», то она будет составлять около 130 тыс. руб.

— Оценивали ли вы социально-экономический вклад в развитие Шкотовского района?

— Помимо создания дополнительных рабочих мест, поступления налогов в бюджеты Приморского края и Шкотовского муниципального района строительство терминала неизбежно повлечет за собой и развитие автодорожной сети, и строительство и реконструкцию внешних инженерных сетей. Также расширятся возможности предприятий малого и среднего бизнеса района в части обеспечения жизнедеятельности терминала. Так что запуск морского порта «Суходол» окажет положительное влияние на социально-экономическое состояние района.