Партнерство власти и бизнеса

Москва поднялась на одну строчку в рейтинге Минэкономразвития, оценивающем уровень развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионах России, и снова вошла в топ-3 списка. При составлении рейтинга учитывался опыт реализации ГЧП-проектов, а также работа местных властей по развитию механизмов сотрудничества с бизнесом.

Партнерство власти и бизнеса
© Вечерняя Москва

По сути, для власти ГЧП — это возможность привлечь частный капитал к решению актуальных и масштабных задач в регионе (строительство дорог, социальной инфраструктуры, промышленных комплексов, улучшение экологии и пр.), а для инвесторов — возможность получить привлекательные условия и государственные гарантии для реализации социально значимых проектов.

В Москве, которая одной из первых в стране начала использовать различные механизмы ГЧП, за период с 2013-го по август 2022 года заключено более 250 договоров, а их общий объем уже превысил 1 триллион рублей. Наиболее перспективные направления — автодорожное строительство и транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ. Лишь в прошлом году было подписано рекордное количество соглашений — свыше полусотни.

— Москва перенимает лучшие мировые практики в сфере ГЧП, встраивая их в реалии мегаполиса, — поясняют в Департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы. — Такое партнерство позволяет на взаимовыгодных условиях воплощать в жизнь самые смелые инфраструктурные замыслы: Москва получает нужные объекты, экономя бюджетные средства на их возведение или реконструкцию, а бизнес получает право в течение определенного срока эксплуатировать эти объекты(в зависимости от формы ГЧП объекты могут оставаться в собственности города).

Кроме того, как пояснили в ведомстве, для инвесторов действуют меры поддержки: льготы по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу, льготы на аренду земли. На всех этапах ГЧП-проекты сопровождают специалисты Городского агентства управления инвестициями.

Наиболее распространенные формы ГЧП в Москве — концессии, офсетные контракты и контракты жизненного цикла (КЖЦ). Механизм выбирается под цели и задачи конкретного проекта. Например, благодаря КЖЦ Москва обновляет подвижной состав общественного транспорта и приобретает медтехнику для лечебных учреждений, а поставщики отвечают за их обслуживание в течение всего жизненного цикла. В рамках концессий бизнес создает или реконструирует объекты, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать городу. Москва заключает такие соглашение в разных сферах.

Например, инвестор вложит более 68 миллиардов рублей в создание Северного дублера Кутузовского проспекта (СДКП). Бессветофорная скоростная автомагистраль протяженностью около 11 километров должна будет разгрузить дороги в районе Москвы-Сити и в ЗАО. Срок концессии — 40 лет, в этот период эксплуатировать платную трассу будет инвестор.

Кроме того, концессионные соглашения предусматривают открытие заводов по сушке илового осадка сточных вод, сооружений для очистки сточных вод от соединений азота и фосфора, строительство школы в Инновационном центре «Сколково» и др.; заработал Московский международный онкоцентр на улице Дурова.

По условиям офсетного договора, инвестор открывает в столице новое производство или модернизирует существующее в обмен на гарантированный госзаказ продукции. С 2017 года Москва заключила пять таких контрактов с общим объемом частных инвестиций 12,9 миллиарда рублей. Ряд инвесторов уже начали поставлять городу лекарства, продукты для молочных кухонь и медизделия для стомированных больных.

Кроме того, в 2021 году город подписал первое ГЧП-соглашение в сфере экологии: инвестор будет собирать вышедшую из строя электротехнику на создаваемых им пунктах сбора и готовить к отправке на глубокую переработку.

ЦИФРА

100 миллиардов рублей превысила общая сумма ГЧП-проектов в столице за 2021 год. Среди подписанных договоров: 52 контракта жизненного цикла, несколько концессий, офсет, соглашение о ГЧП.

ЭФФЕКТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Как отмечают эксперты, государственно-частное партнерство (ГЧП) не только решает прямые задачи по реализации инфраструктурных проектов, но и приносит так называемый мультипликативный эффект. Это означает, что капитальные вложения в определенные секторы экономики могут приводить к приумножению (мультипликации) инвестиций, занятости населения и доходов, которые превосходят первоначальные вложения.

Упрощенно цепочка выглядит таким образом. Инвестиции в конкретный проект приводят к возникновению платежеспособного спроса на продукцию строительной отрасли, которая необходима для реализации данного проекта.

В дальнейшем формируется спрос на сырье, материалы и комплектующие, постепенно создаются новые рабочие места. Растет платежеспособный спрос на потребительские товары. В результате мультипликативной реакции увеличения спроса и предложения начинается рост валового продукта в регионе.

ОФСЕТНЫЙ ДОГОВОР

Офсетные контракты помогают Москве закрыть потребности в той или иной продукции, а инвестору — обеспечить себя долгосрочным и стабильным сбытом товаров, получив надежного закупщика производимой продукции в лице города.

Москва стала первым регионом, применившим практику офсетных контрактов. В приоритете для столицы — заключение контрактов в социально значимых сферах. В конце июня президент РФ подписал законопроект, упрощающий требования к заключению офсетных контрактов, в том числе в 10 раз (до 100 миллионов рублей) снижается минимальный объем инвестиций. Это откроет доступ к сотрудничеству с городом большему количеству инвесторов, включая представителей МСП, а также стимулирует их создавать новое или модернизировать уже действующее производство.