"Яков и партнеры": объем рынка фармацевтики в России может составить 2,95 трлн рублей в 2022 году
Объем российского рынка фармацевтики по итогам 2022 года достигнет 2,8–2,95 трлн руб. Это на 28% больше показателя за прошлый год. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании "Яков и Партнеры" (основана партнерами из агентств большой тройки: McKinsey & Company, BCG и Bain & Company). "Газета.Ru" ознакомилась с их исследованием. "В 2022 году объем российского фармацевтического рынка составит примерно 2,95 трлн руб. Между собой его делят около 550 российских и 570 иностранных компаний. Примерно 50% лекарственных препаратов в Россию поставляются из "недружественных" стран. Доля рынка отечественных оригинальных препаратов - менее 2%", - рассказала руководитель международного исследовательского центра "Яков и Партнеры" Влада Богданова. Богданова считает, что России нужна своя "воронка разработок". Необходимо применять цифровые технологии при проведении различных исследований, наладить в отрасли контроль и надзор, считает глава центра. По ее словам, сейчас российский рынок фармацевтики на 95% зависит от импортных активных фармацевтических ингредиентов. Это ограничивает достижение Россией лекарственного суверенитета. "69% ингредиентов импортируются из Индии и Китая. Но в среднесрочной перспективе наращивание собственных мощностей может стать просто необходимым", - считает Богданова. В "Яков и партнеры" уверены, что при негативном сценарии развития событий объем российского рынка фармацевтики составит 3,9 трлн руб. к 2030 году. Базовый сценарий копании предполагает, что показатель достигнет 4,5 трлн к этому времени. При этом на развитие отрасли могут потребоваться инвестиции в 175–225 млрд руб., 80 млрд из которых – государственные. В марте крупные международные фармацевтические компании, среди которых Pfizer, Lilly, AbbVie, Sanofi и MSD, решили приостановить на время новые клинические исследования в России. Они объяснили, что решения принято фоне проведения спецоперации на Украине.