Поиск сотрудников на HeadHunter подорожал. Прихоть монополиста или закон рынка?

Ассоциация компаний интернет-торговли пожаловалась в антимонопольную службу на ценовую политику HeadHunter. Рекрутинговый портал «необоснованно» поднял цены на услуги, считают в АКИТ. В ФАС рассказали, что жалоба пока рассматривается.

Поиск сотрудников на HeadHunter подорожал. Прихоть монополиста или закон рынка?
© BFM.RU

По данным АКИТ, HeadHunter с марта повысил стоимость публикации вакансии по стандартному тарифу в пакете на одну тысячу объявлений с 85 рублей до 340 рублей за единицу. Несколько других услуг также подорожали в несколько раз.

Как поясняют в АКИТ, в которую входят Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и другие компании, HeadHunter — крупнейший рекрутинговый сервис в России и входит в тройку мировых лидеров. У портала больше 350 тысяч компаний-клиентов, а в базе больше 50 млн резюме. Таким образом, портал может влиять на ценообразование на своем рынке. По словам специалиста по поиску руководителей высшего звена, руководителя рекрутинговой компании Max Legal Максима Матвиенко, с учетом всех обстоятельств — ухода с российского рынка западных компаний, мобилизации и двух волн релокации россиян — спрос на услуги подбора персонала действительно вырос, а HeadHunter действительно можно назвать монополистом:

Максим Матвиенко специалист по поиску руководителей высшего звена, руководитель рекрутинговой компании Max Legal «Да, действительно, HeadHunter — монополист. Я думаю, это давно было известно. Он рыночный монополист, естественно. Если они делают самый удобный сервис в течение многих лет, если у них есть спрос, значит, они имеют право устанавливать свои цены. Если же компании говорят, что это дорого, у них всегда есть альтернативы — использовать другие ресурсы».

Руководитель рекрутинговой компании «Проф-вектор» Юлия Панченко уточняет, что HeadHunter — монополист в определенных отраслях:

Юлия Панченко руководитель рекрутинговой компании «Проф-вектор» «В зависимости от того, каких специалистов ищут. Допустим, в сфере рабочего, линейного персонала работает и «Авито» тоже, причем работает лучше, чем HeadHunter, потому что на HeadHunter сложнее пройти идентификацию, зарегистрироваться. Но менеджмент и все, что выше менеджера среднего звена, — это все на HeadHunter. «Авито» не бесплатен, но там дешевле. Разрешается даже поштучно брать объявления, там дешевле в несколько раз. Малому бизнесу не по карману подбор, им не по карману нанять рекрутинговое агентство, им даже порой не по карману оплатить себе HeadHunter. Если нужно найти шесть человек, это нужно заплатить 25 тысяч рублей и еще посадить человека, который будет искать и собеседовать».

«Коммерсантъ» со ссылкой на источники в крупных розничных сетях пишет, что торговым предприятиям требуется большой штат линейного персонала, поэтому они используют массовое размещение вакансий. Онлайн-ретейлеры ежегодно размещают десятки тысяч вакансий, а рост тарифов создает дополнительную нагрузку на розничные цены. Если говорить о конкурентах, компания Superjob с этого лета перешла на другую модель работы с клиентами. Там берут деньги только за вакансии, на которые заказчик получил отклик. Но при этом президент сервиса Superjob Алексей Захаров понимает, почему и на этом рынке начали расти цены:

Алексей Захаров президент сервиса Superjob «Инфляция касается и площадок: и зарплаты растут, и стоимость инфраструктуры растет. Но и стоимость привлечения персонала в любой живой экономике достаточно велика всегда. В России она остается достаточно низкой относительно Европы или США. Мы привыкли, что у нас этот сервис был дико дешев, вот он начинает подтягивать стоимость подобных сервисов к реальности. Кто платил когда-то, условно, рубль, а сейчас за то же самое приходится платить десять рублей, это не укладывается просто в планы бюджета. Спланируется, ничего страшного».

В самой компании HeadHunter утверждают, что цены подняли всего на 10% и что для компаний предусмотрены скидки. Жалобу АКИТ портал пока не комментирует, уведомлений от ФАС там пока не получили, заявили Business FM в пресс-службе HeadHunter.