Что такое ликвидность, какая она бывает и что показывает
Что такое ликвидность простыми словами Ликвидность – это способность экономического субъекта погасить долговые обязательства за счет реализации активов. Если компания планирует оформить кредит, заключить сделку с поставщиком без внесения предоплаты или найти инвесторов, то потенциальные партнеры будут рассматривать этот показатель. Анализ ликвидности позволяет понять уровень платежеспособности предприятия, как быстро оно сможет погасить долги. Активы юридического лица – это наличные, деньги на счетах, движимое и недвижимое имущество, которое можно реализовать: ценные бумаги, оборудование, сырье, автомобили, здания и другие виды. И эти активы должны полностью или частично перекрывать обязательства организации. Если у компании много средств на различных счетах, большие запасы товаров или продукции на складах, которые легко реализовать, то она легко возьмет кредит, найдет инвесторов или заключит договор с поставщиком. Если у предприятия в собственности производственный цех на окраине города, два-три старых станка и нет денег в кассе, то с ним не захотят сотрудничать. В экономике ликвидность – это способность быстро продать активы по цене, приближенной к рыночной. Чем быстрее можно реализовать имущество, тем оно ликвиднее. Например, акции крупного предприятия – высоколиквидный актив, который легко реализовать. А старый и полуразрушенный склад за пределами города отличается низкой ликвидностью. Здание можно продавать несколько лет и получить за него маленькую сумму. То есть, простыми словами, ликвидность – это способность имущества преобразовываться в деньги. Отличия от рентабельности и платежеспособности Нередко ликвидность путают с рентабельностью и платежеспособностью, рассматривая их как близкие понятия, но термины отличаются. Если ликвидность – это способность активов быстро превращаться в денежные средства, то другие показатели означают: Платежеспособность – способность предприятия отвечать по долговым обязательствам, показатель быстроты их погашения. Рентабельность – показатель эффективности предпринимательской деятельности. Она помогает понять, насколько грамотно использовались ресурсы. Это относительная величина экономической эффективности. Ликвидность показывает, как быстро организация может реализовать активы по близкой к рыночной цене для расчета с кредиторами, а платежеспособность демонстрирует, может ли предприятие погасить задолженность в срок. Этот термин применяется не только к юридическим, но и физическим лицам. Если у компании большое количество высоколиквидных активов, то она может заплатить по своим обязательствам. Это говорит о высоком показателе платежеспособности. Но чем выше доходность у актива, тем ниже у него показатель ликвидности. Поэтому важно соблюдать баланс между двумя этими свойствами актива – не держать всё в виде денег (которые не приносят дохода), но и не скупать оборудование на все свободные средства. Виды ликвидности Анализ ликвидности нужен, когда одна компания планирует начать сотрудничество с другой. Ее оценка позволяет понять, сколько и какие активы у предприятия, степень его платежеспособности и главное – сможет ли компания оперативно расплатиться с кредиторами при необходимости. Но в экономике понятие ликвидности выходит далеко за пределы предприятий и активов. Поэтому разберем, какие виды ликвидности есть и что именно они показывают. Ликвидность активов Чаще всего это свойство оценивают как раз у активов – то есть, имущества предприятия. Ликвидные активы – это производственные, финансовые и другие активы, которые можно оперативно и легко реализовать по стоимости, максимально приближенной к рыночной. Активы подразделяются на оборотные и внеоборотные. К первому виду относится имущество, которое приносит компании доход в течение 12 месяцев. В основном оборотные активы используются для расчетов и в производственном процессе: деньги, сырье и т. д. К внеоборотным относится имущество, которое предприятие будет использовать в течение продолжительного периода: земля, недвижимость, оборудование, мебель и т. д. Такие активы приносят компании прибыль в течение длительного периода. Наиболее ликвидные активы – это деньги, а также краткосрочные финансовые вложения, а вот недвижимость относится уже к категории низколиквидных. Здание цеха, квартиру или другой объект в большинстве случаев реализовать быстро и по рыночной цене не получится (и скорее всего, придется выбирать что-то одно). С учетом степени ликвидности активы подразделяются на четыре вида: Группа Название Описание Строка в бухгалтерском балансе А1 Высоколиквидные К группе относятся: деньги; ценные бумаги; вложения периодом до года и другое. 1240 и 1250 А2 Среднеликвидные К категории относятся быстрореализуемые активы, например, краткосрочная дебиторская задолженность, период выплаты которой составляет до 12 месяцев. 1230 А3 Низколиквидные К группе относятся медленнореализуемые активы, например, запасы, НДС, дебиторская задолженность периодом более года. 1210, 1220, 1260 А4 Неликвидные К категории обносится имущество, которое трудно реализовать, – внеоборотные активы: недвижимость, производственное оборудование, другие типы. 1100 Ликвидность предприятия Помимо ликвидности отдельных видов активов, также она оценивается и для всего предприятия. Ликвидность предприятия – это способность активов организации при необходимости быстро превратиться в деньги. Стоимость реализации имущества должна быть максимально приближена к рыночной. Каждое предприятие заинтересовано, чтобы на балансе были высоколиквидные активы. Соответственно, этот показатель демонстрирует, как быстро организация способна рассчитаться с кредиторами. Ликвидность баланса Уровень ликвидности активов предприятия проще всего оценить через данные бухгалтерского баланса. Ликвидность баланса – это показатель, который демонстрирует, насколько активы предприятия способны покрыть долговые обязательства. Простыми словами, хватит ли у организации при возникновении необходимости средств, чтобы погасить долги. При этом срок реализации активов должен соответствовать периоду погашения долгов. При оценке ликвидности баланса оценивается отношение долговых обязательств к активам с высокой или хорошей ликвидностью. Данные используются из баланса предприятия – активы и пассивы делятся по четыре группы в зависимости срочности оплаты. Деление активов мы рассмотрели выше, а пассивы делятся так: Группа Описание Строка в бухгалтерском балансе П1 Наиболее срочные долговые обязательства – кредиторская задолженность 1520 П2 Обязательства с короткими сроками, к которым относятся краткосрочные кредиты и займы, долги по дивидендам и т. д. 1510, 1540, 1550 П3 Долгосрочные пассивы, например, кредиты, которые оформлены на длительный период. 1400 П4 Постоянные пассивы, которые включают собственный капитал и доходы будущих периодов 1300, 1530 Организация считается ликвидной, если при анализе её финансово-экономического состояния выполняются все соотношения: A1 ≥ П1 – означает, что самые высоколиквидные активы покрывают самые срочные обязательства; A2 ≥ П2 – то же самое, но для среднего срока; A3 ≥ ПЗ – означает, что наименее ликвидные активы из категории оборотных могут перекрыть размер долгосрочных обязательств; A4 ≤ П4 – показывает, что собственного капитала более чем достаточно, чтобы сформировать все внеоборотные активы (выполняется автоматически при выполнении предыдущих трех неравенств). Если что-то из этого не выполняется, то руководителям необходимо изменить политику управления: увеличить прибыль, оборотный капитал, уменьшить дебиторскую задолженность, объем заемных денег и т. д. Сравнение A1, A2 с П1, П2 позволяет определить текущую ликвидность, а A3, A4 с П3, П4 – перспективную. Проведя простые математические вычисления, можно просчитать платежеспособность организации с учетом будущих поступлений и выплат. А оценка ликвидности за определенный период позволит понять, как меняется соотношение активов и обязательств с течением времени. Ликвидность денег Стоимость денежных средств меняется с течением времени, и это влияет на их ценность. Ликвидность денег – возможность свободно ими расплачиваться и способность сохранять номинал без колебаний. В странах с развитой и стабильной экономической системой национальная валюта отличается высокой ликвидностью. Изменение этого показателя зависит от инфляции: при росте цен одновременно падает покупательная способность денег. Кроме того, отличается ликвидность у денег в разных формах. Так, распорядиться наличными обычно проще, чем безналичными средствами – особенно если «безнал» находится на расчетном счете предприятия. Ликвидность товара В этом случае под термином понимается свойство, которое определяет, за какой период можно реализовать товар по рыночной цене. Если срок продажи маленький, то ликвидность высокая. Наиболее ликвидными товарами считаются продукты питания, гаджеты, мелкая техника и аналогичные изделия. Сложнее всего продать что-то специфическое вроде сложного и редко используемого оборудования. Ликвидность банка Основная задача деятельности финансово-кредитной организации заключается в формировании гарантий поддержания требуемого уровня платежеспособности. Ликвидность банка – это способность кредитной организации обеспечить полноценное выполнение обязательств в требуемый срок. Управление ликвидностью банка необходимо для предотвращения и ликвидации дефицита и излишка ликвидности. Когда финансовая организация выдает кредиты, то ее ликвидность снижается, так как количество денег уменьшается. Чтобы показатель был на требуемом уровне, у неё должны быть стабильные резервы. В отличие от нефинансовых компаний, ликвидность банков жестко контролирует ЦБ РФ – есть несколько коэффициентов, которые в обязательном порядке не должны выходить за пределы нормативных значений (иначе банк может лишиться лицензии). Ликвидность ценных бумаг Оценка ликвидности облигаций, других ценных бумаг на фондовом рынке осуществляется с учетом объема торгов и спреда. Спред – показатель, который демонстрирует разницу между максимальными ценами заявок на покупку и минимальной стоимостью заявок на реализацию. Чем больше объем сделок при минимальной разнице, тем ликвиднее бумага и тем меньше будет спред. Ликвидность рынка Одна из главных характеристик рынка, она демонстрирует способность не вызывать колебания цен при изменении предложения и спроса. В большинстве случаев ликвидность формируется благодаря привлечению новых потребителей. Если на рынке постоянно заключаются сделки при незначительной разнице в стоимости заявок на покупку и реализации, то он ликвидный. В отношении показателя действует правило – рынок считается ликвидным, если на нем обращаются наиболее ликвидные активы. В качестве примера выступает мировой валютный рынок, на котором можно приобрести или реализовать валюту в любое время. А, например, при кризисе в экономике объем продаж объектов недвижимости снижается. В этот период предложение в значительной степени превышает спрос, поэтому компании-застройщики вынуждены снижать цены на жилье. В такой ситуации рынок недвижимости – пример рынка с низким показателем ликвидности. На нем наблюдается мало продаж, а цена предложения напрямую зависит от стоимости предложения. Ликвидность объекта недвижимости Инвесторы при выборе недвижимости обращают внимание на два фактора: высокая ликвидность и будущий доход. И если последний показатель позволяет заработать при владении активом (сдача в аренду), то ликвидность помогает определить, насколько выгодным будет выход из инвестиционного проекта. Ликвидность объекта недвижимости – это показатель, который демонстрирует, как быстро и по какой цене можно продать квартиру, дом или другую площадь, строение. В большинстве случаев быстро реализовать недвижимость невозможно. Для продажи необходимо провести оценку, найти покупателя и провести другие действия. При этом сделка купли-продажи занимает длительный период. По этой причине недвижимость менее ликвидна, если проводить сравнение с другими активами, например, акциями. На конкретный показатель ликвидности здесь влияют различные факторы. Возможность быстро продать жилье или площади коммерческого назначения зависит от уровня развития инфраструктуры, месторасположения и т. д. Зачем нужна оценка этого показателя Анализ ликвидности организации необходим, чтобы понять, насколько организация платежеспособна, способна своевременно погасить имеющееся задолженности и надежна. Если говорить о конкретных целях, то расчет нужен: При покупке ценных бумаг и других вариантах инвестирования: если приобрести акции неликвидного предприятия или вложить деньги в фирму с низкой ликвидностью, то можно потерять средства. На старте сотрудничества с новыми контрагентами: оценка ликвидности поможет понять уровень платежеспособности предприятия. Если она низкая, то с ним не рекомендуется сотрудничать и поставлять товар, продукцию или оказывать услуги без предоплаты. При принятии решения о выдаче кредита: компании с высокой ликвидностью могут оформлять выгодные кредиты в разных банках, так как финансовые учреждения лояльно относятся к таким организациям. Для анализа показателя необходимо изучить баланс, сравнить активы и пассивы организации. Согласно российскому законодательству, бухгалтерская отчетность – открытая информация, с которой могут ознакомится партнеры, банки и другие заинтересованные лица (а для акционерных обществ она даже публикуется в открытом доступе). Коэффициенты ликвидности Кроме соотношений групп активов, есть и другие способы оценить, как быстро предприятие может рассчитаться с долгами. Для этого применяются коэффициенты – финансовые показатели ликвидности, которые рассчитываются на основе цифр из бухгалтерского баланса организации. Они необходимы для определения способности предприятия погашать текущую задолженность в срок за счет оборотных активов, которые имеются в распоряжении. Выделяется три вида коэффициентов: Коэффициент текущей ликвидности – отношение всех оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Показатель демонстрирует общую платежеспособность организации, его идеальная величина – 2. Коэффициент быстрой ликвидности – отношение активов с высокой ликвидностью с учетом дебиторской задолженности к текущим обязательствам. Показатель должен быть на уровне 0,7-1. Коэффициент абсолютной ликвидности – отношение денег и краткосрочных вложений к текущим обязательствам. Его нормативное значение – 0,2. При этом важно, что коэффициенты ликвидности необязательно должны быть выше нормативов. Дело в том, что любая компания делает выбор между ликвидностью и доходностью. И если она будет оставлять часть средств в виде денег или финансовых вложений, они принесут не очень высокий доход. Поэтому важно уметь соблюдать баланс между этими индикаторами. Анализ ликвидности предприятия Оценка показателей ликвидности играет приоритетную роль при определении финансового состояния. Для проведения анализа изучается баланс компании, его активы и пассивы, которые делятся на группы. На основе данных отчетности рассчитываются коэффициенты. Как проводится анализ: Сначала нужно распределить активы на четыре группы (таблица № 1). Активы из первых трех групп относятся к оборотным. Также следует распределить пассивы или обязательства организации на четыре группы (таблица № 2). Дальше нужно сопоставить цифры из баланса и на основании результатов сделать выводы: Если A1 ≥ П1, то на данный момент организация платежеспособна, наблюдается текущая ликвидность. Предприятие в ближайшее время платежеспособно при выполнении соотношения A2 ≥ П2, если дебиторы погасят задолженность в срок, наблюдается текущая ликвидность. Если A3 ≥ ПЗ, то организация будет платежеспособной и через 12 месяцев при отсутствии перебоев в реализации товаров и услуг, достигнута перспективная ликвидность. Если выполняется соотношение A4 ≤ П4, то баланс компании ликвиден и организация отличается финансовой стабильностью. Последнее неравенство автоматически исполняется при выполнении остальных. Рассчитать коэффициент текущей ликвидности. Если он составляет от 1 до 2,5, то финансовое положение предприятия устойчивое. Если значение менее 1 – это свидетельствует о большой закредитованности или низкой эффективности предпринимательской деятельности. Рассчитать коэффициент быстрой ликвидности. Цифра менее 0,7 свидетельствует, что существует большой риск неоплаты обязательств в срок: выплата зарплаты, погашение кредиторской задолженности и т. д. Предприятие будет вынуждено оформлять новые кредиты, что понизить его ликвидность. Высокий показатель свидетельствует, что много средств капитализируются в оборотных активах, а не приносят прибыль. Рассчитать коэффициент абсолютной ликвидности. Если результат больше 0,8, то компания неэффективно использует денежные средства и не вкладывает их в развитие предпринимательской деятельности. Таким образом, низкие значения коэффициентов свидетельствуют о высоких рисках, неспособности погашать задолженности, высокие – о неэффективном использовании активов. Какие факторы влияют на показатель Ликвидность – достаточно сложный и комплексный показатель. Невозможно сделать все активы ликвидными – компания может влиять только на отдельные факторы. Среди таких факторов выделяют: количество высоколиквидных активов – объем краткосрочных вложений и остатки по счетам; количество товаров или продукции на складе, которые можно оперативно и легко реализовать; репутация организации, которую определяют потребители, эксперты, партнеры, СМИ; уставный капитал предприятия и объем собственного капитала; показатель диверсифицированности вложений; система управления компанией. На ликвидность компании влияют как внутренние, так и внешние факторы. Например, если в собственности у фирмы есть акции другой компании, при росте их котировок оборотные активы фирмы будут становиться ликвиднее. Как повысить ликвидность Любая компания заинтересована в достижении оптимального показателя для привлечения инвесторов, оформления кредитов на выгодных условиях или доходного сотрудничества. Для повышения ликвидности рекомендуется обратить внимание на несколько моментов: Дебиторская задолженность. Чем ниже показатель, тем выше ликвидность организации. Снизить дебиторскую задолженность можно, подписав с должниками договор о переуступке прав дебитора третьему лицу – цессии. Прибыль. Чем выше показатель, тем предприятие ликвиднее. Хоть универсального способа наращивания прибыли не существует, ее рост способствует увеличению собственного капитала, а это – приобретению новых активов. Структура капитала компании. Ликвидность зависит от источника формирования капитала предприятия: из заемных или собственных средств. При увеличении личных средств и уменьшении заемных, особенно краткосрочных, ликвидность повышается. Финансовые ресурсы. Для привлечения денежных потоков можно привлечь инвесторов, заключать договора с партнерами о получении аванса и т. д. Материальные активы. Здесь рекомендуется наращивать ликвидные активы (откладывать больше денег) и снижать объем материальных активов. При наличии запасов и залежалых товарно-материальных ценностей, необходимо найти способ их ликвидации, например, продажа. Компаниям рекомендуется внедрить системы финансового контроля за денежными потоками, активами, обязательствами, комплексного управленческого учета, бюджетного планирования. Такая политика поможет стабилизировать состояние компании и увеличить ее ликвидность. Часто задаваемые вопросы Что такое дефицит ликвидности?Уменьшение прибыли компании, полная или частичная утрата инвестиционного капитала. Какие товары считаются самыми ликвидными на рынке?Наиболее ликвидными на мировом рынке признаны нефть, золотые слитки и даже сахар. Как ликвидность влияет на доходность?Чем выше показатель дохода, тем ниже ликвидность. Поэтому следует приобретать на полученные от реализации товаров и услуг средства активы с невысокой ликвидностью.