В Венгрии наблюдается ажиотажный спрос на бензин

БУДАПЕШТ, 6 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Ажиотажный спрос на бензин, возникший в Венгрии после введения в Евросоюзе дополнительных ограничений на поставки российской нефти, привел к острой нехватке топлива на автозаправочных станциях в Будапеште. В этом корреспондент ТАСС смог убедиться во вторник, побывав на нескольких АЗС в центре города.

Некоторые заправочные станции компаний OMV и Shell в Первом районе венгерской столицы не работали, бензина там не было. Подъезжавшие автомобили разворачивались и отправлялись дальше на поиски топлива. Служащие на АЗС рассказали, что бензин кончился накануне вечером, и когда его вновь подвезут, они не знают.

НПЗ пока не в форме

Тем временем крупнейшая венгерская нефтегазовая компания MOL, которая обеспечивает своей продукцией более 85% АЗС в стране, сообщила, что ее Дунайский НПЗ, использующий российскую нефть, пока не сможет работать на полную мощность. Как рассказал в программе радиостанции Kossuth управляющий директор MOL Дьердь Бача, это предприятие в местечке Сазхаломбатта сможет восстановить нормальную работу после профилактического ремонта только "через несколько недель".

Он признал, что сейчас продукции завода не хватает, чтобы полностью удовлетворить спрос в Венгрии на бензин и дизельное топливо. Дефицит необходимо покрывать за счет импорта, пояснил представитель MOL. "Мы изо всех сил стараемся наверстать упущенное, но почти все наши заправки испытывают нехватку продукции. Около 70 наших заправок, или четвертая часть всей сети, полностью опустошены", - сказал Бача.

На прошлой неделе MOL сообщила о нехватке топлива примерно на 20% ее заправочных станций, но при этом заверяла, что ее "АЗС открыты, бензовозы находятся в пути, а завод в Сазхаломбатте вскоре заработает на полную мощность". По сведениям интернет-издания Telex, в последнее время предприятие работало лишь на 50-55% своих возможностей, а его вывод на пиковые значения был отложен из-за того, что после плановой профилактики были обнаружены отдельные неполадки.

Эмбарго и потолок

Пытаясь определить причины дефицита на АЗС, где помимо бензина была отмечена также нехватка дизельного топлива, используемого грузовиками и сельхозтехникой, венгерские эксперты указывают на вступившее в силу эмбарго на поставки российской нефти в ЕС путем морских перевозок и введение потолка цен на это сырье. Эмбарго напрямую не затронуло Венгрию, которая получает российскую нефть по трубопроводу "Дружба", но косвенно повлияло на общее настроение потребителей по всей стране. По выражению издания Telex, к вечеру понедельника на автозаправках образовались большие очереди и "царили панические настроения".

Специалисты также отмечают, что дефицит бензина в Венгрии отчасти был вызван решением правительства сохранить на него потолок цен ради защиты интересов граждан. Как отметило экономическое интернет-издание Portfolio, с одной стороны, сократились поставки бензина из-за рубежа, поскольку импортерам стало невыгодно продавать его в стране по низким ценам, а с другой, - люди стали запасаться дешевым топливом, пока потолок цен на него продолжает действовать. Об ошибочности такого шага, предпринятого кабинетом министров, в понедельник заявил глава Национального банка Венгрии Дьердь Матолчи.

Успеть до февраля

Правительство во главе с Виктором Орбаном не исключает, что ему придется отменить предельно высокие цены на топливо начиная со следующего года. Удержать их, по его мнению, можно будет только в том случае, если поставки нефти в страну, в том числе на Дунайский НПЗ по трубопроводу "Дружба", будут идти бесперебойно. В последние месяцы они прерывались из-за военных действий на Украине.

Кроме того, компании MOL необходимо как можно скорее вывести на полную мощность свое предприятие в Сазхаломбатте. MOL принадлежит еще один крупный НПЗ в Братиславе, но импортировать из Словакии бензин и дизельное топливо компания не сможет после 5 февраля 2023 года. С этого дня вступит в силу эмбарго на поставки в ЕС нефтепродуктов, произведенных из российской нефти.