Войти в почту

Эксперт: промышленная кооперация ОЭЗ и СЭЗ стран Каспия поможет развитию МТК "Север - Юг"

АСТРАХАНЬ, 18 декабря. /ТАСС/. Промышленная кооперация свободных и особых экономических зон стран Каспия, а также портовых терминалов региона, закрепленная соглашениями, будет способствовать наращиванию товарооборота в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг" (МТК). Об этом сообщил ТАСС в воскресенье научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета Ассоциации "Афанасий Никитин" Александр Караваев.

Ранее сообщалось, что власти Астраханской области обратились с предложением к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву о включении азербайджанской свободной экономической зоны "Алят" в работу МТК "Север - Юг". В 2022 году торговый оборот Астраханской области с государствами Каспийского бассейна, проходящий в том числе через коридор, составил свыше половины от общего объема, зафиксирован пятикратный рост контейнерных перевозок из портов региона и дальше в направлении Индии и Юго-Восточной Азии.

"Промышленная кооперация особых и свободных экономических зон стран Каспия, расположенных в зоне маршрута МТК "Север - Юг", поможет оперативнее выстроить межстрановое взаимодействие, ориентируясь на наиболее востребованные типы продукции, и поспособствует выходу на внешние рынки, в том числе выводу российского экспорта в сопредельные страны. Сейчас по всем свободным экономическим зонам на Каспии наблюдается сопряжение транспортных узлов по припортовым экономическим зонам, где происходят стыки коммуникации, прежде всего трансвидовые, такие как перегрузка с морского транспорта на железнодорожный и автомобильный, а также в обратную сторону. Поэтому все порты Каспия должны быть объединены сеткой соглашений, которые позволили бы быстро двигать грузы во всех этих направлениях и производить услуги и продукцию, обеспечивающие это движение. Это может быть производство упаковки, сборка и ремонт контейнеров, включая рефрижераторные, переработка сельхозпродукции и другой продукции, наиболее востребованной по этим маршрутам", - сообщил Караваев.

Он также уточнил, что странам - участницам проекта МТК нужно стремится фиксировать свое взаимодействие пролонгированными контрактами с указанием конкретных сроков и объемов. По мнению Караваева, необходимо создавать предприятия в створе коридора "Север - Юг", которые будут давать постепенный рост в предстоящие годы. При этом инфраструктура портов Каспия должна наращиваться быстрее под будущие объемы, прежде всего это касается расширения площадей складских помещений.

"Один из удачных примеров успешной встречной инициативы в поддержку политики РФ и регионов России в отношении развития МТК "Север - Юг" - это расширение числа конечных пунктов иранского экспорта. Помимо астраханского порта Солянка, теперь это порт в Махачкале и порты группы компаний ВТС, а также порт Оля в Астрахани. Сейчас мы наблюдаем первый этап кооперации стран Каспия в рамках коридора, в ближайшем будущее на втором и третьем этапах будет поднят вопрос о заключении аналогичных соглашений с портами в Персидском заливе. Тогда уже практика гармонизации отношений, достигнутых на Каспии на небольших отрезках дистанции МТК, будет масштабирована на большом плече Персидского залива", - сообщил эксперт.

О МТК "Север - Юг"

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора "Север - Юг" было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.

Ранее в Министерстве экономического развития РФ заявили, что ожидают рост грузооборота по МТК "Север - Юг" к 2030 году до 25 млн тонн.