Станет ли Россия возражать против поставок туркменского газа в Европу? Комментарий Георгия Бовта

Сенатор Александр Башкин, представляющий Астраханскую область, выступил с заявлением по поводу планов строительства газопровода для транспортировки газа из Туркменистана в Азербайджан. Он в частности сказал, что в силу возможной угрозы экологической безопасности Каспийскому морю, представляемой подводной частью газопровода, Россия не сможет дать согласие на его строительство.

Станет ли Россия возражать против поставок туркменского газа в Европу? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Удивительным образом, реакция сенатора от Астрахани стала, по сути, единственной подробной реакцией на недавний трехсторонний саммит лидеров Турции, Азербайджана и Туркменистана, на котором как раз обсуждались варианты поставок энергоносителей по «Южному газовому коридору» в Европу, минуя Россию. МИД РФ с подобными оценками пока не выступал. Такие альтернативные поставки призваны будут хотя бы частично компенсировать отступление «Газпрома» с европейского рынка. Например, Азербайджан намерен удвоить поставки своего газа в Европу — до 20 млрд кубометров через пять лет. В свою очередь Туркменистан, обладающий запасами газа в объеме примерно треть от российских, был бы не прочь реализовать обсуждаемый еще с 90-х проект Транскаспийского газопровода, который позволит экспортировать до 30 млрд кубометров газа в год.

Долгие годы считалось, что основным препятствием на пути реализации таких планов лежит неурегулированный статус Каспия. И вот, после многолетних трудных переговоров, в 2018 году всеми прикаспийскими государствами была подписана Конвенция по правовому статусу Каспия. Она установила, что основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании пяти стран, а дно и недра делятся на участки по договоренности между этими государствами на основе международного права. При этом в части 2 статьи 14 Конвенции четко сказано, что «страны могут прокладывать трубопроводы по дну Каспия». А далее, часть 3 этой же статьи поясняет, что сделано это может быть «по соглашению с теми сторонами, по чьим секторам водоема пройдут эти кабели или трубопроводы». Исходя из этой оговорки, согласия России в данном случае не требуется, ее сектор затронут не будет. В то же время в части 2 статьи 24 той же Конвенции говорится, что прокладывать газопроводы можно лишь при условии, что «проекты отвечают экологическим стандартам и требованиям…». И Москва может, конечно, ссылаться именно на эту формулировку, однако из нее вовсе не следует, что какая-либо из прикаспийских стран обладает правом вето на подобные проекты. Тем более что в других пунктах Конвенции сказано, что каждая страна несет индивидуальную ответственность за любой ущерб, нанесенный Каспию в процессе разведки, разработки, строительства нефтяных вышек и трубопроводов.

Существуют схожие планы у Казахстана и Азербайджана, но они касаются не газа, а нефти: есть задумка построить нефтепровод в рамках Казахстанской каспийской транспортной системы для доставки казахстанской нефти через Каспийское море из Ескене через порт Курык в Баку. Москва, конечно, может и тут выстраивать свою контраргументацию, однако если оба проекта будут соответствовать признанным международным экологическим стандартам, формально обосновать ей свои возражения будет трудно. К тому же придется вступать в прямой политический конфликт и с Казахстаном, и с Туркменистаном, что в нынешнем контексте непростых для России международных отношений было бы весьма рискованно, да и малоперспективно.

На недавнем саммите Турции, Азербайджана и Туркменистана было решено проработать промежуточный вариант, при котором туркменский газ будет транспортироваться через Каспий судами-газовозами, а уже в Азербайджане закачиваться в систему «Южного газового коридора». Этот уже реализованный в 2020 году проект включает в себя три части: газопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, Трансанатолийский трубопровод (TANAP) и Трансадриатический трубопровод (TAP).

На какое-то время Азербайджан, увлеченный собственными проектами увеличения добычи и экспорта газа, потерял было интерес к газу туркменскому, видя в нем конкурента. Однако на фоне конфликта на территории Украины ситуация резко изменилась — по причине увеличения запроса на альтернативные российским поставки газа. И тут как раз подоспел Реджеп Эрдоган. Мало того, что ранее он уже во многом договорился с Москвой о создании в Турции газового хаба, в том числе для поставок российского газа в Европу, так теперь еще и активизируются усилия по подключению к нему же, очевидно, газа из Туркменистана. Далее, возможно, ставка будет сделана не столько на прокладку новых газопроводов, сколько на создание системы экспорта газа уже в виде СПГ. Где национальная принадлежность первоначального поставщика будет уже не так важна европейским и прочим покупателям, как это, собственно, сейчас происходит с российским СПГ, который Европа продолжает покупать даже в больших объемах, чем ранее, сокращая закупки по газопроводам.

Подобные перспективы могут отчасти снять возражения Москвы против Транскаспийского газопровода. Во-первых, потому что туркменский газ все равно начнет поступать в Азербайджан и далее по морю. Во-вторых, такая позиция вряд ли понравится Анкаре, и сможет негативно сказаться на реализации российско-турецких газовых планов. Так что сенатор от Астрахани, похоже, несколько погорячился. А вот турецкий лидер, видимо, уже видит себя в качестве эдакого всеми востребованного «бармена», который будет мешать разные газовые «коктейли» с большой выгодой для Анкары — или, согласно известной классической формуле, «мешать, но не взбалтывать».