Войти в почту

КС защитил права руководства филиалов банков, находящихся в состоянии предбанкротства

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 декабря. /ТАСС/. Конституционный суд России (КС РФ) признал не соответствующим основному закону списание средств со счетов руководителей и главных бухгалтеров филиалов банков при объявлении санации этих кредитных организаций. Соответствующее постановление опубликовано во вторник на сайте КС РФ.

"Признать взаимосвязанные положения подпункта 4 пункта 12 (в оспариваемой редакции) и пункта 121 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 2 и 3), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они устанавливали не отвечающее критериям необходимости и соразмерности и не обеспеченное эффективной судебной защитой прекращение <…> обязательств банка по кредитам, займам, депозитам и иным требованиям в денежной форме перед лицами, замещающими должности руководителя и главного бухгалтера филиала банка, не относящимися при этом к контролирующим банк лицам, в качестве одного из обязательных условий оказания банку финансовой помощи по предупреждению банкротства", - говорится в тексте постановления.

История вопроса

С коллективной жалобой в КС обратились Наталья Коновалова, Вера Лычева, Лариса Магеро и Виктор Питернов, которые занимали должности управляющих и главного бухгалтера в региональных филиалах банка "Открытие" в период его предбанкротства. 15 сентября 2017 года Банк России утвердил план санации "Открытия", в тот же день по действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" финансовые обязательства банка перед его руководством, включая управляющих и главных бухгалтеров филиалов, были прекращены приказом временной администрации (кроме обязательств по трудовым договорам, но без учета премий и стимулирующих выплат). В итоге были списаны деньги с депозитных и текущих счетов заявителей - в том числе и с тех, на которые перечислялись их страховые пенсии и заработная плата. Однако, по мнению истцов, средства были списаны необоснованно, поэтому они требовали взыскать их с банка вместе с убытками и процентами за их использование - тем более что оздоровление банка в 2019 году успешно завершилось. Однако во всех инстанциях вплоть до Верховного суда сотрудники "Открытия" получили отказы. Суды установили, что принятый ЦБ план осуществления мер по предупреждению банкротства является обязательным для любой кредитной организации - соответственно, произведенное по этому плану списание средств со счетов управляющих сотрудников законно и обоснованно, а обязательства банка по возврату денежных средств подлежат прекращению.

Позиция заявителей

Заявители считают, что оспариваемые нормы закона о банкротстве суды толкуют буквально, вне взаимосвязи с Конституцией и Гражданским кодексом РФ. Это приводит к тому, что сам факт оздоровления банка путем санации и выделения денежных средств ЦБ служит достаточным основанием для списания средств с их личных счетов. При этом в законе о банкротстве используется термин "прекращение обязательств банка перед управляющими работниками", а не "списание денежных средств со счетов". На практике же коммерческая организация наделяется правом в одностороннем порядке изымать деньги с банковских счетов, обращать их в свою собственность без проведения внутреннего расследования, установления нарушений и причинно-следственных связей между действиями менеджмента банка и их последствиями. Такое прекращение обязательств банка, по мнению заявителей, ущемляет их права требовать возврата средств и компенсации - тем самым нарушаются статьи 19, 35, 45, 46, 54 и 55 Конституции РФ.

Позиция КС

В постановлении суда отмечается, что филиалы банков не являются самостоятельными юрлицами и ведут свою деятельность на основании положений, утверждаемых головной организацией. Она же назначает руководителей филиалов, которые действуют на основании доверенности, а значит, их самостоятельные решения, как правило, не могут оказать существенного влияния на финансовое положение банка.

Между тем руководители и главные бухгалтеры филиалов банков - несмотря на признание за ними права на обращение в суд - фактически оказываются лишены возможности оспорить обоснованность применения к ним меры в виде прекращения денежных обязательств, так как закон в применяемой к заявителям редакции закрепляет презумпцию их личной причастности к обстоятельствам, которые повлекли санацию банка. Это расходится с правовой позицией КС РФ, согласно которой никому не может быть отказано в доказывании того факта, что его поведение было разумным и добросовестным.

"Необоснованное и несоразмерное ограничение прав данной категории лиц усугубляется еще и отсутствием дифференцированного подхода к прекращению соответствующих обязательств в зависимости, например, от объема денежных средств, находящихся на их счетах. Оспариваемые нормы также не гарантируют сохранения возможности распоряжаться средствами, полученными в рамках социального обеспечения или от продажи личного имущества, и не предусматривают восстановления прав собственника на средства, обязательства по которым были прекращены, в случае финансового оздоровления банка", - говорится в постановлении.

На этих основаниях положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции 2017 года суд признал неконституционными - но поскольку примененная к заявителям мера уже в 2018 году была аннулирована, то и устранять ее из нынешнего правового регулирования не требуется, отмечается в решении.

Дела заявителей КС посчитал подлежащими пересмотру в установленном законом порядке. В свою очередь законодатель теперь может с учетом позиций КС разработать адекватный механизм для восстановления прав лиц, к деньгам которых были применены положения данного закона, в случае успешного оздоровления банка.