Войти в почту

Георгий Лобушкин: как Telegram стал последней надеждой рунета

То, что это был год Telegram, можно говорить хоть все последние девять лет и не ошибиться. Но именно в 2022 году мессенджер из просто популярного приложения стал чем-то принципиально иным, значительно большим, считает медиаэксперт Георгий Лобушкин, автор Telegram-канала «Лобушкин».

Георгий Лобушкин: как Telegram стал последней надеждой рунета
© Sostav.ru

Главное влияние на взрывной рост Telegram оказали три фактора:

технологическое развитие самой платформы;повышенный интерес маркетологов к каналам мессенджера;развитие журналистики на площадке.Новые функции TelegramРеакции в мессенджере появились только на излёте 2021 года, а сейчас без них невозможно представить себе практически любой уважающий себя канал или рабочий чат. Функция развивалась и совершенствовалась весь год: сначала ставить новые уникальные реакции получили пользователи подписки Premium, затем список эмодзи под сообщениями расширили для всех пользователей.

Оказалось, что хороший способ получения обратной связи от читателей и оперативного реагирования, например, на поставленную задачу. А также отличная метрика, позволяющая отличать «накрученные» каналы от органики. Бывает, заходишь в какой-нибудь канал, а там на полсотни тысяч читателей под постом один унылый «класс», — и всё сразу понятно без лишних слов.

Сам Premium стал отличным многофункциональным предложением и к концу года взял планку в миллион активных юзеров. Помимо реакций он давал доступ к бескрайнему морю кастомных эмодзи, которые довольно быстро своили пользователи и бренды в мессенджере. Кроме того, он позволяет писать более длинные посты, грузить больше медиа-файлов, а так же ставить эмодзи-статусы. Последнее отсылает нас в доисторические времена ICQ, но в Telegram они стали чем-то вроде соревнования в остроумии — получилось довольно изящно.

Вообще Telegram довольно глубоко укоренён в истории интернета и часто не стесняясь приносит полузабытые фишки, делая их снова крутыми. Например, одно из важных обновлений этого года — возможность создавать тематические форумы внутри своего канала. Предположим, вы пишете про IT, маркетинг, PR и социальные сети и вы не хотите смешивать аудитории. С помощью форумов аудитории легко отделить и не превращать комментарии в кашу из всего сразу.

Параллельно с этим Telegram развивал инструменты кибербезопасности и анонимизации, вершиной которых стали виртуальные NFT-номера, с помощью которых можно логиниться в мессенджере без SIM-карты. Стоит отметить, что разного рода мошенников и скама за год в мессенджере прилично прибавилось, но это, увы, обратная сторона возросшей популярности приложения.

Если внимательно следить за редкими постами Павла Дурова, можно понять, к чему Telegram стремится в будущем: к созданию децентрализованных инструментов вроде кошельков и бирж, а также к построению экосистемы вокруг мессенджера со своей криптовалютой и набором услуг, далеко выходящих за пределы обычного обмена сообщениями.

Telegram как настоящее и будущее рекламы в интернетеБлокировки и ограничения зарубежных площадок заставили рекламные агентства бросить силы на оставшиеся VK и Telegram. Весной свои каналы в мессенджере завели почти все крупные инфлюенсеры из Instagram (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) и теперь выращивают свои сообщества на новой площадке.

Десятки различных организаций пытались посчитать, насколько увеличилась аудитория и рекламные бюджеты мессенджера. Некоторые давали какие-то совсем космические оценки вроде +600%. Но окончательных данных у нас так и нет: официальная статистика по аудитории не выходила, а рекламный рынок местами слишком серый, чтобы его адекватно посчитать. Консенсус-оценка абсолютно всех экспертов рынка такова: Telegram очень сильно вырос и теперь соревнуется с VK за звание ультимативной маркетинговой площадки страны.

Я склоняюсь к оценке, которую дало агентство Win2Win Communications: специалисты спрогнозировали увеличение бюджетов на рекламу в Telegram в два раза по сравнению с прошлым годом, а рост среднего ценника — на 30%. Стоимость одного контакта в зависимости от количества подписчиков варьируется от 0,1 до 5 руб.

Инструментов для рекламы на площадке действительно много: это посты, кастомные эмодзи, которые себе сделали под разные инфоповоды многие крупные бренды, официальная рекламная платформа, кружки, и всевозможные аудио- и видеочаты. В отдельное направление сформировалось создание ботов с игровыми механиками.

Свобода словаПрошедший год трудно назвать удачным для российских медиа. Во-первых, в начале года мы лишились ряда популярных СМИ, которые были заблокированы Роскомнадзором. Во-вторых, на протяжении всего года тех или иных людей начали скопом записывать в иностранные агенты.

Под раздачу попали и известные эксперты вроде Екатерины Шульман (внесена Минюстом в реестр иноагентов), и влиятельные журналисты и издания вроде Алексея Венедиктова (внесён Минюстом в реестр иноагентов) и Олега Кашина (внесён Минюстом в реестр иноагентов), и даже популярные блогеры и музыканты типа Юрия Дудя (внесён Минюстом в реестр иноагентов) и Оксимирона (внесён Минюстом в реестр иноагентов). Все они теперь вынуждены уведомлять об этом свою аудиторию по 100 раз на дню.

Что их объединяет? Все они так или иначе активны в Telegram. Потеряв иные платформы и способы заработка, они перешли в мессенджер, не опасаясь здесь блокировок. Их каналы растут, аудитория всё ещё лояльна, а сами спикеры получили возможность представлять альтернативную точку зрения на мировые события. Кажется, именно тут теперь живет журналистика.

Это хорошо понимают и прогосударственные журналисты, поэтому пышным цветом здесь росли сетки каналов — от Ксении Собчак до Владимира Соловьёва — все теперь хотят иметь децентрализованный набор каналов, который с разных сторон отрабатывает любую громкую тему.

Возможно, главным феноменом в журналистике в этом году стали так называемые военкоры: к ним приписывают и тех, кто находится на линии фронта, и тех, кто просто без конца пишет про боевые действия и пытается дать оценку происходящему. Некоторые из них вырастили свою аудиторию в десятки раз и теперь она с ними останется даже, когда боевые действия прекратятся.

Telegram даёт возможность для журналистов не только свободно выражаться, но ещё и зарабатывать — и дело далеко не только в рекламе. Один из трендов — рост количества закрытых каналов, доступных по подписке. По данным TGStat, их общее количество выросло на 170% год к году, а аудитория растёт на 10-15% каждый месяц.

Другой способ заработка — кнопки с донатами. Их прикрутили к своим каналам уважаемые эксперты и целые издания. И теперь каждый может поддержать симпатичного себе спикера лично, перечислив ему какую-то сумму или оформив регулярный донат.

Новости в Telegram – востребованный продукт. По итогам 2022 года было создано более 3,5 тыс. информационных площадок разной степени популярности, следует из данных TGStat. 9 из 10 самых популярных каналов – новостные, сообщает Mediascope, причём читают их все слои населения, вне зависимости от возраста.

Вот так выглядит уходящий год в Telegram. Мессенджер не просто укрепил свои позиции, но стал просто повсеместно популярным и имеет влияние наравне с телевизором (а то и выше).

Telegram стал общественным ответом на общую неопределенность и успешно выдержал удар. По итогам 2023 года мы, вероятно, точно так же будем сидеть и думать, какой огромный путь проделала площадка за год. И в очередной раз удивляться, как мы вообще без нее раньше жили.