Самарские роботы в действии: как проводят диагностику железнодорожной инфраструктуры
Самарский научно-производственный центр ИНФОТРАНС более 30 лет разрабатывает и производит инновационную продукцию, системы и средства диагностики рельсовой инфраструктуры, применяемые на железной дороге, в метрополитенах, на городском транспорте. Компания выпускает на мировой рынок информационно-аналитические IT-системы предиктивной диагностики и анализа, которые выявляют технические неисправности на ранних стадиях и предугадывают аварийные ситуации. В конце 2022 года НПЦ поставил на ряд российских железных дорог несколько таких диагностических средств. Фото: ИНФОТРАНС Как говорит генеральный директор компании Игорь Михалкин, накопленный опыт, прогресс в автоматизации всех процессов управления, измерения, обработки, оценки и анализа позволил научно-производственному центру стать родоначальником нового направления в диагностике. Центр разработал полностью автономные системы, которые интегрируются в поезд и ведут измерения в условиях реального взаимодействия этого состава с инфраструктурой дороги. Эффективность подхода в том, что для этого не нужны отдельный локомотив, экипаж и нитки трафика. Вся диагностика ведется в фоновом режиме во время обычного перевозочного процесса. Самая первая автономная система была установлена в 2015 году на высокоскоростном электропоезде "Сапсан". Поезд перевозит пассажиров, а параллельно, в фоновом режиме, оценивает безопасность в условиях самого настоящего реального взаимодействия пути и подвижного состава. - Правильнее назвать такие системы диагностическими роботами, которые "навешивают" на подвижную единицу без вмешательства в ее штатные системы и далее они существуют независимо. Требуется только обеспечить электропитание. Внедрение таких систем позволит исключить "человеческий фактор" и перейти к технологии гарантированной безопасности движения, - поясняет генеральный директор. Предприятие создало новую модификацию роботизированной системы. Она легко устанавливается практически на любую подвижную единицу, отличается компактностью и универсальностью. Уже сейчас она работает на маневровом локомотиве: отслеживает состояние станционных, подъездных и горочных путей, стрелочных переводов. Это решение позволяет уйти от технологически сложной проверки с помощью вагонов-путеизмерителей, полностью исключить ручной труд при проверке стрелок, повысить объективность и достоверность информации. В декабре ушедшего года три типа диагностических средств встали на защиту железнодорожной безопасности. Это, во-первых, две тягово-энергетические лаборатории (ТЭЛ), оснащенные измерительно-вычислительными комплексами (ИВК). Комплекс собирает, обрабатывает и хранит информацию о норме и условиях пропуска поездов, составности пассажирских поездов, нагруженности локомотивов, прочности автосцепных устройств, а также проводит проверку норм расхода топливно-энергетических ресурсов. Второй тип диагностических средств – вагоны-лаборатории испытания контактной сети (ВИКС). На службу дорожной безопасности встали два новых вагона. Предназначены они для комплексной оценки состояния контактной сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока. Все параметры контролируются в реальном времени и с высокой точностью. Рабочая скорость вагона-лаборатории при контроле может доходить до 160 км/час. Также железная дорога приняла в работу многофункциональный диагностический комплекс инфраструктуры (ДКИ). Данный комплекс создан для автоматизированного контроля и оценки более 120 параметров состояния объектов инфраструктуры пути на скоростях до 120 км/ч, в том числе: путевое хозяйство, автоматика и телемеханика, контактная сеть и радиосвязь. К слову, эти типы диагностических средств внимательные пассажиры могут увидеть, когда путешествуют по железной дороге. Обычный с виду вагон, но с аббревиатурой ТЭЛ, ВИКС или ДКИ и есть та самая диагностическая система на колесах. НА ШАГ ВПЕРЕД Все высокотехнологичные достижения самарского производителя возникли не на пустом месте. Они – результат многолетней работы профессионалов. - Наша история – это годы упорного труда, преодоления кризисов, достижений, - говорит генеральный директор компании Игорь Михалкин. - Наши изделия прошли эволюционный путь от механики к электронике, от аналога к цифре, через автоматизацию к цифровому интеллекту. Современные технологии "интернета вещей", Big data, роботизация и многое другое стали непосредственными элементами наших новых разработок. Мы сумели добиться многого, но гораздо большего предстоит достигнуть. Компанию можно смело назвать одним из ведущих мировых предприятий в сфере разработки и производства продукции для диагностики железнодорожного транспорта. Фото: ИНФОТРАНС ИНФОТРАНС – компания полного цикла: ведет проекты от идеи, разработки измерительных методик, программного обеспечения, аппаратуры до отработки опытных образцов и сертификации, занимается обучением персонала, ремонтом. НПЦ создал систему технического обслуживания всей выпущенной продукции, сформировал центры обслуживания в Москве и Новосибирске. Чтобы сэкономить затраты ОАО "РЖД" и сократить время ремонта средств диагностики, компания проводит работы на дорогах приписки. Для этого преподаватели сертифицированного учебного центра обучают экипажи поездов, сотрудников дистанций и подразделений диагностики и мониторинга. Большинство систем контроля являются собственными разработками. По словам Игоря Михалкина, специалисты НПЦ - их более 350 человек - обладают для этого всеми необходимыми компетенциями. Ни один покупной датчик не используется "как есть". Всегда проводится их адаптация под решаемые задачи, обработка, применение специализированных оборудования и алгоритмов позволяют получить точности, существенно превышающие заявленные поставщиком. Результатом многолетней работы стала информационно-аналитическая система мониторинга "ЭКСПЕРТ". Она аккумулирует данные со всех средств диагностики, проводит их синхронизацию и обработку, а затем выдает "диагноз" состояния инфраструктуры – особенности ее содержания и потребность в ремонте. Главное достоинство системы – открытость, масштабируемость, ориентация на веб-технологии. Специалисты могут получить доступ к информации, хранящейся в системе, практически из любой точки земного шара. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Компания поставляет продукцию партнерам в России, в странах Закавказья и Прибалтики, сотрудничает с государствами Юго-Восточной, Центральной, Южной и Средней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Западной и Восточной Европы. С 2013 года НПЦ активно работает с железными дорогами Германии и Швейцарии. Для немецких железных дорог поставили несколько инновационных измерительных систем MIBIS для новых диагностических поездов Miss-DVT. Сейчас ими оснащены уже три поезда. Теперь самарцы работают над модернизацией устаревших немецких путеизмерительных транспортных средств RaiLab. Реализовали ряд проектов по созданию комплексов и поставке различных систем Швейцарским федеральным дорогам SBB AG. Для Центральной железной дороги Швейцарии Zentralbahn AG самарский производитель разработал автономную систему контроля состояния пути и рельсов, которую установили на пассажирском поезде Stadler для диагностики горной железной дороги шириной колеи всего 1 000 миллиметров. Руководство Zentralbahn по праву гордится тем, что они стали первой дорогой в Европе с инновационной роботизированной системой диагностики. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в Швейцарии не ослабевает интерес к российским передовым технологиям контроля состояния железнодорожной инфраструктуры.