Южный Урал примет участие в зерновых интервенциях

Министерство сельского хозяйства Челябинской области и Объединенная зерновая компания (ОЗК) подписали соглашение о сотрудничестве, что стало одним из центральных событий состоявшейся в Челябинске межрегиональной агропромышленной конференции МАК-2023. Документ, определяющий рамочные условия партнерства, позволит вовлечь регион в реализацию урожая государству.

Южный Урал примет участие в зерновых интервенциях
© Российская Газета

Ценовой предел

Еще год назад региональные власти обратились в Минсельхоз РФ с просьбой допустить Челябинскую область к участию в закупках зерна в интервенционный фонд, но процесс развивался небыстро. Между тем рекордный сбор зерновых в 2022-м - более двух миллионов тонн - красноречиво показал, что неприятности полеводам могут доставить не только неурожаи, но и высокие показатели, из-за которых падают закупочные цены, уводя экономику хлеборобов в минус.

- Под посевную практически все хозяйства привлекли кредиты, понадеявшись на хороший урожай, ведь предыдущие годы были засушливыми. Рассчитывали, что удастся выгодно продать зерно, особенно пшеницу твердых сортов, и вернуть заимствования. Ориентиром служили цены 2021-го: ячмень - 17-18 тысяч рублей за тонну, пшеница 3-го класса - 17-20 тысяч, а твердых сортов - 40-45. Но реалии оказались таковы, что пшеницу элеваторы соглашались брать лишь по 9 тысяч рублей, максимум по 12, а ячмень - по 6-7, - обрисовала ситуацию председатель Союза КФХ и сельскохозяйственных кооперативов Челябинской области Ольга Пестрикова.

- В Курганской, Оренбургской областях зерно созревает гораздо раньше, и соседи везут его на наши элеваторы по приемлемым ценам - в минувшем сезоне сдавали по 12 тысяч рублей за тонну. Когда же мы начинаем уборку, элеваторы уже затоварились и снизили цены. Иногда урожай вообще не принимают по надуманным поводам, - подтверждает общественный представитель бизнес-омбудсмена области в Кизильском районе Дмитрий Кириллов.

Своеобразным клапаном, способным выпустить лишний "ценовой пар" и стабилизировать обстановку на зерновом рынке в условиях больших урожаев, аграриям виделся инструмент государственных интервенций.

Рекордный сбор зерновых в 2022-м показал, что неприятности полеводам могут доставить не только неурожаи, но и высокие показатели, из-за которых падают закупочные цены

Механизм их действия таков: если заметно растет стоимость зерна, государство выбрасывает его на рынок из резерва, увеличивая тем самым предложение. Если же цена ощутимо падает, напротив, начинает закупать в интервенционный фонд, поддерживая спрос. Такой подход балансирует ценовые качели для продавцов и потребителей, переработчиков зерна.

Pro зерно

Закупки в госрезерв и сегодня рассматривают как меру поддержки земледельцев, а организует их государственный оператор - созданная по указу президента Объединенная зерновая компания. Это агент по проведению закупочных и товарных интервенций, который реализует запасы по распоряжениям Минсельхоза РФ, федерального правительства, а также обеспечивает экспорт российского зерна. Для проведения этих операций сформирована разветвленная инфраструктура: 9 элеваторов с общим объемом хранения 720 тысяч тонн, три перерабатывающих предприятия, два портовых терминала с возможностью ежегодной перевалки 7,8 миллиона тонн, а также свой парк вагонов-хопперов.

В прошлом сезоне с учетом давления на рынок 153 миллионов тонн урожая, минсельхоз поручил своему агенту возобновить закупки в интервенционный фонд, определив лимит резерва в три миллиона тонн. На первом этапе были отобраны площадки для хранения этого количества, что заняло несколько месяцев. Но к уборочной успели.

- Закупочные интервенции начались 1 августа. Задача была выполнена совместно с Национальной товарной биржей и Россельхозбанком, - рассказывает директор ОЗК по взаимодействию с органами государственной власти Владимир Печеный.

Важно, что механизм позволил обеспечить закупки по приемлемым для сельхозпроизводителей ценам в диапазоне 14-14,5 тысячи рублей за тонну. Цифры, как отмечается, сложились в результате торгов и близки к планке, установленной федеральным Минсельхозом на уровне 15 тысяч рублей, что говорит об экономически обоснованном расчете. До конца декабря биржевые торги проводились практически ежедневно, но вот с нового года были поставлены на паузу.

Уральский след

Как рассказал Владимир Печеный, из закупочных процедур был исключен юг страны, в них участвовал ряд территорий Центрального и Приволжского федеральных округов, а основными участниками стали регионы Сибири и Урала, где в этом наблюдалась более острая потребность.

Для проведения интервенций в России аккредитовали свыше 700 сельских товаропроизводителей, из которых 90 - в Уральском округе. В целом по России для хранения госрезерва было отобрано более 100 элеваторов, в том числе 17 - на Урале.

Между тем уральская доля федерального "каравая" оказалась не столь внушительна - в регионах УрФО закупили около 260 тысяч тонн зерна. Основная масса, более 200 тысяч тонн, пришлась на Курганскую область и примерно поровну, по 20 тысяч тонн, - на Тюменскую и Челябинскую.

Южный Урал, по сути, вскочил в последний вагон: как заметил первый замминистра сельского хозяйства области Евгений Литвинов, местные производители включились в интервенцию в завершение этого процесса. Иными словами, Уральский округ свой ресурс использовал частично. Только в Челябинской области потенциал оценивают в 160-180 тысяч тонн, что в 8-9 раз больше реального показателя.

Стратегия возможностей

С чем Южный Урал подходит к началу нового полевого сезона? Четыре предприятия уже прошли конкурсный отбор в качестве хранителей госрезерва - это "Субутак", "Магнитогорский элеватор", "Троицкий элеватор", "Элеватор Буранный". В декабре 2022-го ОЗК заключила договор с первым из них, и он стал принимать пшеницу 3-го класса по средней цене 14,5 тысячи рублей за тонну у сельских предпринимателей из Агаповского, Октябрьского, Верхнеуральского и Еткульского районов.

Остальные элеваторы также прошли отбор, но позже, потому сегодня в запасе. Они смогут принимать зерно, если биржевые сессии в госфонд возобновятся. Семь фермеров и сельхозпредприятий области получили аккредитацию на торговой площадке и готовы реализовать урожай государству.

УрФО свой ресурс использовал частично. Только в Челябинской области потенциал оценивают в 160-180 тысяч тонн, что в 8-9 раз больше реального показателя

- Надеемся на продолжение зерновых интервенций, - прокомментировал перспективы министр сельского хозяйства региона Алексей Кобылин. - Несколько предприятий готовы реализовать не менее 120 тысяч тонн. Соглашение с ОЗК даст нам возможность наладить прямые контакты с организаторами торгов, а нашим товаропроизводителям - участвовать в зерновых закупочных интервенциях и иметь дополнительный доход.

Вопрос лишь в том, когда возобновятся закупки и в каком объеме. Владимир Печеный выражает уверенность, что продолжение будет: Минсельхоз РФ запустил процесс по крайней мере до 2024 года, а глава ведомства Дмитрий Патрушев поручил своим подчиненным сформулировать предложения об увеличении закупок в фонд.

Между тем кураторы областного агропрома отмечают, что селян этот вопрос волнует уже сегодня, чтобы определить стратегию: какой должна быть структура будущих посевов, какие из них рассматривать как коммерческие или хозяйственные. Определиться сложнее, не имея возможности предвидеть конъюнктуру, возможности сбыта. Ведь в сельском хозяйстве все слагаемые успеха нестабильны, как уральская погода. Сделали, к примеру, ставку на выращивание льна, однако прошлый год показал: интерес покупателей к этой культуре снизился, урожай до сих пор не распродан.

Важно также понимание механизмов господдержки, их адаптивности к переменам. Сегодня у полеводов есть проблемы с хранением выращенного урожая, поэтому в регионе, задействовав программу капексов, продумывают помощь при строительстве зерноскладов с высоким уровнем механизации - оснащенных сушилками, транспортерными лентами и т. д. Это должно помочь хозяйствам придержать зерно, ожидая благоприятного момента для выхода на рынок. И, конечно, мотивирует на высокие достижения уверенность, что механизм зерновых интервенций введен надолго и не позволит хлеборобам торговать себе в убыток.