Войти в почту

Много шума из ничего? Новые санкции против России ввела Великобритания

Великобритания объявила о новых санкциях против России, они коснулись 92 физических и юридических лиц, сообщается на сайте британского правительства. В результате число участников списка превысило 1500.

Много шума из ничего? Новые санкции против России ввела Великобритания
© BFM.RU

Под ограничения попали руководители компаний «Росатом» и «Газпром», а также двух крупнейших российских оборонных компаний «Ростех» и «Алмаз-Антей» и четыре банка.

В частности, в новом списке гендиректор оператора газопровода «Северный поток — 2» Nord Stream 2, а также экс-член совета директоров «Транснефти» и «Роснефти» Маттиас Варниг, гендиректор «Газпромэкспорта» и зампредседателя правления «Газпрома» Елена Бурмистрова и еще десять руководителей газового монополиста, 34 руководителя «Ростеха» и «Алмаз-Антея», включая членов советов директоров, а также сын замруководителя администрации президента Дмитрия Козака Алексей и мать гимнастки Алины Кабаевой Любовь Кабаева.

Под санкции Лондона также попали кредитные организации второго эшелона: МТС банк, который в начале февраля получил банковскую лицензию в Объединенных Арабских Эмиратах, банк «Санкт-Петербург», «Уралсиб» и «Зенит». В санкционные списки также включили производителя радиолокационного оборудования для кораблей «Изумруд», авиастроительный завод «Сокол», заводы «Элекон» и «Звезда», а также компании «Рембаза» и «Ломо» и Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики.

Также Великобритания ввела запрет на экспорт авиационных деталей, радиоаппаратуры и электронных комплектов, которые могут использоваться в военном производстве, в том числе в беспилотниках. Под запрет также попадет импорт 140 товаров из железа и стали, включая те, которые были переработаны в третьих странах.

Надо понимать, что за год спецоперации все основные санкции против России уже введены и они очень сильно повлияли на экономического развитие нашей страны. Лондон понимает, что надо продолжать, но наносить чувствительные удары уже очень сложно, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— Придумывать что-то новое, то, что действительно нанесло бы России какой-то чувствительный эффект, но при этом задело бы европейские интересы по касательной, уже довольно сложно. Правда, если речь идет о коллективном пакетотворчестве, то там сложностей будет больше, чем в случае, когда эти санкции вводятся одной страной, как с Великобританией. В этом плане была очевидна логика Запада ввести какие-то новые санкции в годовщину СВО, продемонстрировав тем самым решительность европейского ответа. Как мы видим, Британия в годовщину ввела эти санкции, а ЕС десятый пакет так и не согласовал к годовщине, что отражает то, что, когда вводятся в 25 странах, то найти консенсус в ситуации, когда вы уже девять пакетов ввели, вам намного сложнее. По британским санкциям видно, что серьезного и значимого нет. Ну, введены санкции против «Ростеха», довольно сложно представить сотрудничество России и Великобритании в военной сфере, в сфере оборонного комплекса в нынешних условиях. Ясно совершенно, что его просто нет и не существует, и если там есть какие-то гипотетические «серые» схемы, то санкции их не остановят, там уже все фактически было заблокировано и остановлено. А дальше тоже показательно: громкие заголовки, но когда мы смотрим детали, то за ними мало что стоит. Скажем, Британия ввела санкции против руководителей «Газпрома». Какие руководители «Газпрома»? Оказывается, что это Варниг. Понятно, что при всей его влиятельности в России говорить о том, что это руководитель «Газпрома», странно. Да и у «Газпрома» нет сейчас фактически бизнеса в Великобритании. Как мы знаем, после ареста в Германии компании «Газпром Германия» и всех ее «дочек», понятно, что операционный бизнес «Газпрома» по прямым продажам газа находится в непростой ситуации. Ну против «Газпрома» санкции были введены уже в Британии, возникла коллизия известная с турбиной, когда сервисный ремонт осуществляла британская «дочка» немецкой компании. Самый простой способ расширять санкции — туда включать все новых и новых российских чиновников, мы видим, там и Новак, и другие достаточно узнаваемые лица в этом списке, но это как раз самый простой способ показать, что санкции продолжаются, но в реальности по большому счету ничего не меняет. Сложно представить, что люди уровня вице-премьеров российских соберутся в Великобританию, даже не находясь в санкционных листах.

— Если ЕС последует этим санкциям, то это не так критично или со стороны ЕС могут быть какие-то другие телодвижения в отличие от Великобритании?

— Европейский пакет все-таки будет отличаться от британского, по крайней мере то, что обсуждалось. Назывались совершенно другие банки, в этом плане жесткой синхронизации нет, все-таки это отличается от тех историй, где Запад должен действовать совместно, как это было с прайс-кэпом и прочими вещами. Но найти даже и в континентальной Европе что-то сильно дополнительно травматичное для России будет сложно, к сожалению для нас прежде всего, по причине, что травматичное уже было найдено.

Сегодня в полдень также началось очередное обсуждение десятого пакета европейских антироссийских санкций. Переговоры в Брюсселе переносятся уже второй раз, и их называют последним шансом.

Как сообщает польская радиостанция RMF, Варшава может заблокировать принятие десятого пакета, поскольку считает его слишком слабым. Ранее Reuters писало, что накануне Польша в ходе обсуждения выступила против исключений, допущенных в рамках запрета импорта российского синтетического каучука. Некоторые источники агентства заверили, что речь шла в том числе об исключениях для Италии.

ЕС планировал обнародовать новый пакет санкций сегодня, 24 февраля, в день годовщины специальной военной операции. В новый пакет санкций должны войти торговые ограничения против поставок в Россию технологий и товаров двойного назначения. Еврокомиссия оценивает объем этого пакета санкций в 11 млрд евро.

Евросоюз намерен включить в черный список еще 62 человека и 28 организаций, включая три банка: Альфа-банк, «Тинькофф» и Росбанк. Евросоюз планировал ввести санкции в отношении российской атомной отрасли, однако их не удалось согласовать. Говорит завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев:

Павел Тимофеев завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН «Здесь сложно прогнозировать, потому что очевидно, что политики в ЕС в основном проявляют солидарность с США в том, чтобы ужесточать санкционную удавку. Поэтому, если они приняли предыдущие девять пакетов, сложно предполагать, что они не примут и десятый пакет. С другой стороны, понятно, что с принятием каждого нового пакета всплывает все больше проблемных моментов, которые очень чувствительны для тех или иных стран: атомная энергетика для Франции, добыча алмазов для Бельгии и так далее. Либо им предложат что-то компенсирующее, что позволит им присоединиться к общей дисциплине и принять новый пакет, либо эти страны для себя выбьют какие-то отдельные преференции и весь пакет будет принят, но для каких-то стран будут оставлены такие окошки, потому что иначе ничего не получится. По предыдущим пакетам мы видели, что и та же Венгрия для себя выбивала эти преференции, связанные с российскими энергоресурсами, другие были подобные прецеденты. В принципе, какие-то окошки могут быть оставлены и отдельно оговорено, что это особые индивидуальные случаи, которые связаны с какими-то интересами экономики, национальной безопасности тех или иных стран. Такая ситуация совершенно непростая, будут ли новые пакеты, говорить сложно, но, судя по всему, будут, потому что текущий конфликт явно не намекает на то, что он скоро закончится, соответственно, наверняка это экономическое давление на чувствительные для РФ сектора экономики продолжится».

Пресс-службы всех четырех банков, «Зенита», «Уралсиба», МТС банка и банка «Санкт-Петербург», уже заявили, что не имеют активов в Великобритании, санкции Лондона не повлияют на их работу. Комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Эти санкции подразумевают арест активов этих банков в английской юрисдикции. Но этих активов у них там нет, поэтому непосредственного эффекта не видно, это будет эффект второго порядка, может быть, своеобразным сигналом для США и ЕС ввести аналогичные санкции против этих банков, это как бы «черная метка». Второй момент — они становятся менее договорноспособными, неприкасаемыми на международном рынке, хотя тут надо смотреть, насколько попадание под английские санкции является негативом для тех же китайских или банков из ОАЭ. В принципе, мы прослеживаем какую-то логику в отношении двух банков: МТС банка, потому что появилась информация о появлении у этого банка филиала в Эмиратах. Насколько это затруднит жизнь МТС банка в Эмиратах, это вопрос. Второе — банк «Зенит», он связан с «Татнефтью», а она, по последней информаци, раньше была как бы заперта на внутреннем рынке, но теперь активизировалась на китайском направлении. Вот этот момент мог стать причиной включения банка «Зенит» в санкционный список. По остальным двум банкам я не вижу особой логики, ни по «Санкт-Петербургу», ни по «Уралсибу». Более-менее отстрелялись по системно значимым банкам, за исключением банков уже нерезидентов — «Юникредиту» и «Райффайзену», и теперь начинают бить по банкам не только из первой двадцатки по активам, это «Санкт-Петербург» — 18-е место на 1 февраля 2022 года, уже «Уралсиб» — 24-е место, даже по банкам из топ-40: МТС — 32-е место, «Зенит» — 35место, потихоньку наращивают давление. Деятельность на внутреннем рынке никоим образом не ухудшается, нет негатива, тем не менее акции этих банков на Мосбирже нехорошо себя чувствуют».

Сегодня Соединенные Штаты также представят новый пакет санкций против России в годовщину начала конфликта на Украине, заявила в интервью The Washington Post заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Она также добавила, что США усилит давление на компании, базирующиеся в Китае, или китайские предприятия в Европе, которые совершают действия для обхода санкций. Детали нового санкционного пакета США ранее публиковали Bloomberg и The Wall Street Journal со ссылкой на источники. По их данным, США намерены ввести санкции против:

нескольких финансовых институтов; 200 российских физических и юридических лиц; компаний военно-промышленного комплекса, производителей сопутствующих материалов, технологических компаний и сетей, которые, «предположительно, задействованы в обходе санкций».