От компании "ВИМ-Авиа" требуют убрать "Боинги" со стоянок в Жуковском
"Договор заключили на нерыночных условиях"
Подмосковная фирма по обслуживанию, ремонту и хранению самолетов "Туполев-Техник" потребовала от обанкротившейся татарстанской авиакомпании "ВИМ-Авиа" 11,8 млн рублей, а также освободить стоянки для воздушных судов. Речь идет о территории площадью 14 420 кв. м в Жуковском, которая принадлежит авиационной компании "Авиастар-ТУ". Последняя сдавала эти авиастоянки в аренду АО "Туполев-Техник", которое, в свою очередь, сдавало их в субаренду.
Так, в 2017 году предприятие заключило договор субаренды с "ВИМ-Авиа". В тот же период татарстанский авиаперевозчик был признан банкротом и в отношении него открыли конкурсное производство.
Согласно договору, авиакомпания получила от субарендатора две стоянки и обязалась платить за них ежемесячно 256,5 тысячи рублей. При этом спустя время размер арендной платы вырос до 339,1 тысячи рублей. Срок договора неоднократно продлевался и истек лишь 1 января 2020 года.
В апреле 2021 года субарендодатель направил письмо субарендатору, затребовав выплаты 14 млн рублей долга и возврата стоянок. В следующих письмах москвичи неоднократно просили "ВИМ-Авиа" освободить территорию и расплатиться по счетам. Сумма требований тем временем уменьшилась до 11 млн рублей.
Поскольку досудебная претензия осталась без ответа, компания обратилась в татарстанский арбитраж. Ответчик не признал требований и просил суд отказать в иске. В материалах дела указано, что конкурсный управляющий "ВИМ-Авиа" обвинил представителей АО "Туполев-Техник" в злоупотреблении правом.
— Заключение договора субаренды прошло в период возникновения финансовых трудностей у ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" на нерыночных условиях. Истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт нахождения во владении или пользовании АО "Туполев-Техник" стоянок, на которых расположены воздушные суда, — указал конкурсник банкрота.
Освободить стоянки от "Боингов"
Возникли вопросы и к условиям самого договора. Однако аргументы ответчика не убедили суд. Доводы о злоупотреблении правом истцом были отклонены по ряду причин. В суде не установили умысла истца на заведомо недобросовестное осуществление прав. Не было и доказательств того, что истец препятствует конкурсному управляющему и удерживает воздушные суда. При этом ссылка ответчика на заключение договора на нерыночных условиях не подтверждена документально, указал арбитраж.
— Отсутствие в материалах дела доказательств выставления счетов-фактур на оплату аренды само по себе не освобождает арендатора от исполнения обязанности по оплате арендных платежей, поскольку, действуя добросовестно и разумно, ответчик не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на оплату, — отметили в суде.
Впрочем, суд согласился не со всеми доводами истца и по ряду случаев поддержал позицию ответчика.
— В части требований о взыскании задолженности до дня фактического возврата имущества суд отказывает в удовлетворении требований как поданных преждевременно. Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания задолженности по арендной плате на будущее до момента фактического возврата имущества, так как у арендодателя на момент подачи иска еще не возникло право требования такой платы, — указано в материалах дела.
Что касается требования освободить стоянки №6, 7 в сооружении П-20 — наладочно-испытательная площадка в Жуковском от находящихся на них двух воздушных судов "Боинг-757-200" рег.№RA-73016 и 73017, суд счел его обоснованным. Арбитраж принял во внимание факт прекращения действия договора субаренды, отсутствие доказательств возврата арендуемого имущества по акту приема-передачи и доказательств того, что стоянки фактически выбыли из пользования арендатора.В конечном счете суд обязал "ВИМ-Авиа" выплатить долг в 11,8 млн рублей, а также вернуть стоянки в течение месяца. В противном случае компания будет платить неустойку в размере 5 000 рублей за каждую неделю неисполнения.
Взлет и "падение" "ВИМ-Авиа"
История этой татарстанской авиакомпании берет свое начало с октября 2002 года. Основал ее генеральный директор фирмы "Аэрофрахт" Виктор Иванович Меркулов, из инициалов которого и составлена аббревиатура "ВИМ". Поначалу компанией владели только он и Олег Меркулов. В 2003 году в уставный капитал, помимо них, вошла Светлана Мурсекаева — Меркулов продал 75% акций "ВИМ-Авиа" ей и ее супругу Рашиду, но остался президентом компании до своей смерти в 2006 году.
Через десять лет владельцами "ВИМ-Авиа" полностью стали Мурсекаевы. А в 2015 году впервые стало известно о финансовых проблемах перевозчика — компанию хотели обанкротить несколько крупных банков, но производство по большинству исков было прекращено. После этого в 2016 году "ВИМ-Авиа" нарастила перевозки и параллельно перерегистрировалась, "переехав" из Москвы в поселок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Татарстана.
Проблемы "ВИМ-Авиа" разгорелись с новой силой в 2017 году из-за постоянных задержек рейсов, вызванных нехваткой топлива. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин тогда распорядился провести доследственную проверку. В СКР полагали, что авиакомпания "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в билетах сроки. В сентябре Росавиация объявила об отзыве сертификата эксплуатанта у "ВИМ-Авиа" — по данным Ростуризма, за границей тогда находились 38,9 тысячи клиентов авиакомпании.
Заявление о ее банкротстве было принято к рассмотрению в ноябре 2017 года, наблюдение введено 19 февраля 2018 года, конкурсное производство начато 26 сентября 2018 года.
В 2021 году Арбитражный суд Москвы по заявлению конкурсного управляющего признал совладельцев "ВИМ-Авиа" банкротами из-за задолженности перед собственной компанией, размер долга Мурсекаева составил почти 14,6 млн рублей, его супруги — более 31,45 миллиона.
По последним данным, Светлана и Рашид Мурсекаевы арестованы заочно и сейчас находятся в розыске.
Подписывайтесь на telegram-канал и группу "ВКонтакте" "Реального времени".