Российский суверенный фонд продал долю в InfoWatch Натальи Касперской
<p><strong><span><span><span>InfoWatch Натальи Касперской выкупила долю Российского фонда прямых инвестиций в своем капитале и намерена ликвидировать несколько юрлиц. В InfoWatch указывают на "концептуальный сдвиг парадигмы" российского ИТ-рынка</span></span></span></strong><br /> <br /> <span><span><span>Одно из юрлиц группы InfoWatch, АО "Инфовотч", получило 4,17% в своей управляющей компании, следует из данных СПАРК. Это связано с выкупом доли, ранее принадлежавшей Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), рассказала РБК президент InfoWatch и председатель правления АРПП "Отечественный софт" Наталья Касперская.<br /> <br /> По ее словам, фонд был небольшим акционером "Инфовотч". "Еще при входе РФПИ в капитал оговаривалось, что по истечении пяти лет мы будем иметь возможность или выкупить акции, или продать их, или сделать IPO. Как у госфонда, у них есть требования по монетизации через несколько лет. Мы предпочли выкупить свои акции. Считаю, что РФПИ помог нам на этапе становления, в решении наших многих задач. Далее его нахождение в составе акционеров было нецелесообразным", — отметила Касперская. Представитель РФПИ отказался от комментариев.<br /> <br /> Компания была основана в декабре 2003 года в составе "Лаборатории Касперского" и через три года стала полностью самостоятельной организацией. В 2011 году в связи с ростом бизнеса была структурно преобразована в группу компаний. АО "Инфовотч" на 99,98% принадлежит ООО "Инфовотч управление активами", которое, в свою очередь, на 95,8% принадлежит Наталье Касперской (оставшиеся 4,17% — у АО "Инфовотч"). По итогам 2021 года выручка АО составила 1,8 млрд руб., чистая прибыль — 116 млн руб.<br /> <br /> Об инвестиции со стороны РФПИ группа InfoWatch объявила в марте 2017 года. Предполагалось, что средства направят в капитал группы для увеличения ее экспортного потенциала и локализации продуктов и решений в области обеспечения информационной безопасности организаций на иностранных рынках, а также для открытия офисов компании на ключевых рынках сбыта, включая страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.<br /> <br /> Участники не раскрывали сумму сделки и долю, которую получил РФПИ. По данным источников "Ведомостей", фонд получил 3,75% группы InfoWatch при оценке приблизительно в 50 млн руб. за 1%, то есть в целом InfoWatch могла привлечь до 187,5 млн руб.<br /> <br /> Российский фонд прямых инвестиций был основан в июне 2011 года для осуществления вложений в акционерный капитал преимущественно на территории России совместно с ведущими иностранными финансовыми и стратегическими инвесторами. 28 февраля прошлого года власти США ввели блокирующие санкции против фонда и его главы Кирилла Дмитриева.<br /> <br /> Касперская подчеркнула, что выход не был связан с санкциями — сделка состоялась в марте прошлого года, еще до объявления об ограничениях в отношении РФПИ.<br /> <br /> На вопрос РБК, рассматривается ли продажа InfoWatch, Касперская отвечает отрицательно: "Возможность продажи не рассматриваем — сейчас не тот момент: у нас много задач, и мы их решаем. Возможность покупок — да, в рамках наших текущих продуктовых линеек. У InfoWatch несколько направлений: защита информации, защита АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическим процессом. — РБК), корпоративные межсетевые экраны. Внутри этих линеек появляются более узкие задачи, например отражение нового вида угроз. Мы рассматриваем возможность приобретения небольших команд или технологий для решения таких задач. Сейчас ведем переговоры с парой коллективов о возможной покупке технологии".<br /> <br /> По оценке директора Advance Capital Артура Шубаева, в феврале 2022 года доля примерно 4% InfoWatch могла стоить 250–300 млн руб.<br /> <br /> <strong>Какие еще изменения произошли в InfoWatch</strong><br /> <br /> По данным СПАРК, АО "Инфовотч" также увеличило долю в ООО "ВБ" до 100% и снизило до 20% долю в ООО "АИВ". Наталья Касперская объяснила, что ВБ было совместным предприятием, "попыткой сделать проект в области финтеха", в котором в 2018 году был бум. "Но совместное предприятие оказалось не очень успешным. И существование этого юрлица стало нецелесообразным. Была выкуплена оставшаяся доля у второго партнера, компанию намерены ликвидировать", — рассказала Касперская. Изменение долей в АИВ — "Академии Инфовотч" — она не прокомментировала, но уточнила, что "Академию" планируется активно развивать и дальше.<br /> <br /> Кроме того, были ликвидированы "дочки" "Инфовотч-Волга" и "Финтех-Форенсика". По словам Касперской, "Финтех-Форенсика" занималась направлением, "в котором не очень разбирались". "Инфовотч-Волга" — это региональное подразделение, содержать которое стало экономически нецелесообразно после изменений законодательства, поэтому было решено консолидировать все региональные "дочки".<br /> <br /> Наталья Касперская в беседе с РБК также рассказала:<br /> <br /> <strong>О выручке InfoWatch и числе клиентов</strong><br /> <br /> По словам Касперской, по предварительным данным, выручка компании выросла на 16% по сравнению с 2021-м, до 2,2 млрд руб. "Резкого роста числа заказчиков у нас не было, потому что доля иностранного программного обеспечения в системах защиты от утечек составляла около 2%, уход иностранцев с рынка на нас существенно не сказался. В отрасли информационной безопасности есть сегменты, где иностранцев было много, например в сегменте "межсетевые экраны". Для нас это внезапно вылилось в выход в новый сегмент бизнеса. В продукте защиты АСУ ТП InfoWatch ARMA есть межсетевой экран для промышленного сегмента, после начала спецоперации наши клиенты стали просить дать им возможность использовать его в качестве корпоративного. В результате к концу года мы внесли в продукт необходимые для этого изменения, и теперь в линейке есть и промышленный, и корпоративный межсетевой экран".<br /> <br /> <strong>Об ожиданиях от российского ИТ-рынка</strong><br /> <br /> Наталья Касперская отмечает, что компания наблюдает "концептуальный сдвиг парадигмы": "Раньше в топ-100 игроков рынка было около 30% иностранных вендоров и еще больше тех, кто перепродает их продукцию. Вместе с системными интеграторами, которые в основном занимались внедрением иностранных продуктов, зарубежные решения составляли до 70% ИТ-рынка России. Сейчас это ломается. Общий объем рынка упал в прошлом году и, скорее всего, упадет в этом, но это не страшно, поскольку деньги, которые зарабатывали иностранные производители, уходили за рубеж. Сейчас же больше выручки от ИТ будет оставаться в стране. В категориях реальной маржинальности рынок очень существенно вырастет".<br /> <br /> Касперская также ожидает "структурных изменений рынка": "Некоторые российские производители, например, выросли в три-четыре раза на теме импортозамещения. Раньше они были вендором третьего эшелона, а сейчас стали единственными. Очевидно, и конкуренция будет видоизменяться".<br /> <br /> <strong>Как компании могут обезопасить себя от сливов информации</strong><br /> <br /> "100-процентной защиты в информационной безопасности не существует. Если кто-то дает 100-процентную гарантию, он врет. Мы можем только снижать риски утечки информации. Системы защиты от утечек позволяют выявлять и частично блокировать риски, а далее с ними должны работать люди, которые анализируют причину передачи информации".<br /> <br /> <strong>Есть ли способы обезопасить себя от кражи данных "умными" устройствами</strong><br /> <br /> "Только утопив их. (Шутка.) Что такое голосовые колонки? Это система, оснащенная микрофонами, чтобы слушать голос пользователя. Она слушает и передает все данные в облако, поскольку она маленькая и у нее не хватает памяти для обработки данных на устройстве. В облаке информация обрабатывается и, конечно, хранится. Получается, что все, что человек говорит, прослушивается, потом обрабатывается и хранится на внешних серверах. Некоторые устройства имеют еще и видео. Что не подслушала колонка, подсмотрел "умный" телевизор. Вопрос: нужна ли вам голосовая колонка? Зачем ставить себе шпионское устройство? Настолько ли этот функционал окупает то, что нужно каждую минуту думать, не сказал ли ты чего-то лишнего?"</span></span></span></p>