ФАС предложит правительству вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки

ФАС хочет проверять маркетплейсы на соответствие антимонопольному законодательству. Соответствующий документ поступит в правительство до 28 апреля 2023 года. Если решение будет одобрено, то антимонопольное ведомство сможет анализировать деятельность интернет-платформ, «на предмет соответствия их действий по отношению к поставщикам, антимонопольному законодательству». Для этого ФАС предложит правительству вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки для IT-компании, пишет газета «Ведомости».

ФАС предложит правительству вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки
© BFM.RU

В чем такая необходимость? Объяснил в интервью Business FM председатель Общественного совета при ФАС России Андрей Шаронов:

Андрей Шаронов председатель Общественного совета при ФАС России «Поставщики, особенно мелкие компании, недовольны рядом тем, которые проявляются в работе с поставщиками, и даже сохранились после того, как было подписано соглашение, когда стороны брали на себя обязательства по добросовестным практикам. Решение принято направить обращение в правительство РФ о возможности выведения цифровых платформ маркетплейсов из-под действия постановления правительства в целях организации оценочных действий со стороны ФАС на предмет соответствия отношения к поставщикам антимонопольного законодательства. Пока речь идет только о просьбе к правительству, чтобы предоставить возможность антимонопольной службе оценивать действия маркетплейсов, цифровых платформ с точки зрения соответствия их деятельности антимонопольному законодательству. Посмотрим, что из этого получится. Предыдущим пунктом мы решили рекомендовать, просить ФАС провести анализ доли рынков маркетплейсов, с учетом требований постановления правительства об особенностях организации и осуществления государственного контроля и надзора, что тоже направлено на оценку деятельности платформ с точки зрения соответствия антимонопольному законодательству».

Ранее с такой же инициативой вывести маркетплейсы из-под ограничений на антимонопольные проверки, выступила комиссия Минпромторга по созданию условий саморегулирования в электронной торговле. Это было связано с забастовками владельцев пунктов выдачи заказов Wildberries. В самом маркетплейсе предложение ФАС назвали нецелесообразным. Пресс-служба Wildberries прислала радиостанции письменный комментарий:

«По нашему мнению, предложение о выводе из-под действия нормативного акта маркетплейсов, являющихся IT-компаниями, нерационально. Статус IT-компании не освобождает маркетплейсы от проверок, и в случае необходимости надзорные органы имеют право применять широкие полномочия. Игроки онлайн-рынка успешно решают внутренние вопросы с помощью механизмов саморегулирования. Мы активно сотрудничаем и с представителями Минпромторга, ФАС, Госдумы, «Опоры России» и многих других, на этих площадках открыто обсуждаем все аспекты взаимодействия между онлайн-площадками и продавцами».

В маркетплейсе Ozon Business FM сказали, что еще готовят комментарий по поводу инициативы ФАС. На самом деле в ней нет ничего опасного для рынка, скорее, наоборот, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Федеральная антимонопольная служба имеет на это право, здесь нет ничего такого. Это нормальная работа контролирующего органа по отношению к подконтрольным организациям. Для целей антимонопольной службы очень важно понимать, кто какую долю рынка занимает. Если компания занимает доминирующее положение на рынке, она должна подчиняться определенным нормам права, в первую очередь антимонопольному законодательству. Там есть определенные ограничения. Когда ты становишься большим, крупным бизнесом и занимаешь существенную долю рынка, в таких случаях запрещается злоупотреблять доминирующим положением на рынке, ты не имеешь права ущемлять другие хозяйствующие субъекты, которые с тобой работают, или вести по отношению к ним дискриминационную политику и так далее. Любые твои действия должны быть экономически обоснованными, должны иметь определенную экономическую природу. Пока ты не занимаешь существенную долю и доминирующее положение, тебе как бизнесу неважно, ты можешь сам определять, с кем тебе работать, с кем не работать. Если я предприниматель и мне не понравился другой предприниматель, все, мы больше с ним не работаем и никогда не увидимся, это мое право. Но когда я становлюсь большим, у меня этого права уже нет. У меня уже возникает оферта, здесь я уже либо должен экономически обосновывать разрыв этих отношений, изменение условий отношений, либо я буду неправ, и меня за это антимонопольная служба накажет. Потому что я уже тогда буду, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, вести себя некорректно по отношению к своим партнерам. Именно эту долю рынка, которую занимают маркетплейсы сегодня, ФАС должен будет определить по итогам получения такого согласования со стороны правительства».

Конфликт между Wildberries и партнерами площадки начался с того, что владельцы пунктов выдачи заказов устроили забастовку из-за введения штрафных санкций для них со стороны компании. Это событие привлекло внимание Генпрокуратуры, Роспотребнадзора и Минпромторга. Wildberries ужесточил правила для продавцов. Тех, у кого рейтинг ниже 3 из 5 баллов, пообещали убирать с площадки. Позже ФАС обязала маркетплейс создать внутренний арбитраж для решения споров продавцов и оптимизировать оферту компании.