25 лет назад завершился полный терактов конфликт в Северной Ирландии. Почему местные ирландцы вновь не довольны жизнью?
25 лет назад, в апреле 1998 года, в североирландском Белфасте было подписано Соглашение Страстной пятницы. Договор положил конец многолетним кровавым столкновениям между националистами-католиками, добивающимися объединения Ирландии, и юнионистами-протестантами, выступающими за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. Соглашение не только остановило войну, но и положило начало сотрудничеству между северной и южной частями Ирландии, Соединенным Королевством и Республикой Ирландия. «Лента.ру» пообщалась с научным сотрудником Центра британских исследований Института Европы РАН, кандидатом исторических наук Олегом Охошиным и узнала, как сегодня складываются отношения между Ирландией и Великобританией, что изменилось после выхода Соединенного Королевства из Евросоюза и почему спустя 25 лет перемирия Северная Ирландия далека от социальной, политической и экономической стабильности.
«Лента.ру»: Прошло 25 лет с подписания Белфастского соглашения. Оно действительно достигло своих целей?
Олег Охошин: Белфастское соглашение 1998 года оказало огромное влияние на урегулирование конфликта между католиками и протестантами, который до этого продолжался почти 30 лет. Оно создало правое основание для того, чтобы провести деволюцию.
В отличие от ситуации с федерализмом, передача полномочий при деволюции может носить временный характер и не ведет к разделению суверенитета в Северной Ирландии, что позволило формировать там автономные органы власти, то есть избрать Североирландскую ассамблею, сформировать комитет, который потом стал называться правительством.
Также Белфастское соглашение позволило создать Совет Британских островов, который включает представителей Великобритании, Республики Ирландия, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса, и Консультативный совет Севера и Юга, который помогает осуществлять тесное взаимодействие правительств Северной Ирландии и Республики Ирландия.
Каковы сильные и слабые стороны соглашения, если смотреть на него по прошествии четверти века?
Сильная сторона заключается в том, что католики и протестанты получили равные политические права, которые позволяют им избираться в органы власти.
Слабой стороной Белфастского соглашения является то, что оно опирается на концепцию институциональной демократии: этнические сообщества имеют равное представительство в парламенте, и в случае недостижения договоренностей одна из сторон может бойкотировать участие в органах власти.
Эта ситуация наблюдалась в период с 2017-го по 2020 год, когда представители партии «Шинн Фейн» не хотели участвовать в работе Североирландской ассамблеи в связи с коррупционным скандалом вокруг первого министра Северной Ирландии, представителя Демократической юнионистской партии (ДЮП) Арлин Фостер. Этот кризис продолжался в течение трех лет и привел к ухудшению социально-экономической ситуации в регионе.
После последних выборов в Североирландскую ассамблею в мае 2022 года уже юнионисты отказались формировать местные органы власти, потому что были недовольны Североирландским протоколом и хотели его пересмотреть.
Как на протяжении последних лет менялись отношения между сторонами — Соединенным Королевством, Республикой Ирландия и Северной Ирландией?
Если брать период последних 25 лет, можно сказать, что правительство Северной Ирландии, так же как автономное правительство других кельтских регионов, стремилось к расширению деволюции, чтобы автономные парламенты получили больше полномочий — в законодательной и социальной сферах прежде всего.
Одновременно между Республикой Ирландия и Северной Ирландией был налажен открытый диалог. Между правительствами было установлено тесное взаимодействие в рамках Совета Севера и Юга, которое до сих пор продолжается.
А как менялись взгляды у населения Северной Ирландии?
Во многом взгляды зависят от религиозной принадлежности.
Именно для того, чтобы учитывать интересы двух конфликтующих общин, и было разработано Белфастское соглашение.
На последних парламентских выборах в Северной Ирландии в мае 2022 года впервые победила националистическая партия «Шинн Фейн». Ее члены неоднократно призывали к отделению от Великобритании. Это говорит об усилении националистических настроений в Северной Ирландии?
Да, это говорит о том, что католики в Северной Ирландии все больше набирают политический вес в регионе и уже способны влиять на состав Североирландской ассамблеи. Победа «Шинн Фейн» в мае прошлого года вызвала ажиотаж у Демократической юнионистской партии.
Насколько эти результаты отражают настроения в обществе? Какие политические взгляды преобладают среди североирландского населения?
На мой взгляд, нельзя сказать, что в североирландском обществе существенно преобладают националистические настроения.
Как сегодня складываются отношения Великобритании и Северной Ирландии в политической сфере?
Складываются они непросто.
Для этого он пытается наладить диалог с региональными партиями, в частности, убедить Демократическую юнионистскую партию (ДЮП) принять Виндзорские рамки для того, чтобы стабилизировать политический процесс в Северной Ирландии, помочь двум крупнейшим региональным партиям «Шинн Фейн» и ДЮП сформировать правительство и заняться социально-экономическими проблемами в Северной Ирландии.
О каких проблемах идет речь?
Социально-экономические проблемы в Северной Ирландии связаны с Brexit, потому что снизился торговый оборот с Европейским союзом в целом и с Республикой Ирландия в частности.
И правительству Северной Ирландии будет необходимо делать уверенные шаги для решения вопроса, потому что от этого напрямую зависит состояние региона и конкурентоспособность североирландского бизнеса.
Ситуация в экономике может вызвать еще один виток кризиса?
Этот кризис есть сейчас, он не преодолен. Потому что Демократическая юнионистская партия не только была против Североирландского протокола, но и не признает Виндзорские рамки, которые британское правительство, напротив, считает успехом своих переговоров с Европейским союзом.
Как при этом Виндзорская сделка может повлиять на положение дел в экономике?
Виндзорские рамки могут улучшить взаимоотношения между Великобританией и ЕС и обеспечить более стабильный товарооборот между ними.
Это будет означать уменьшение бюрократических барьеров, которые ранее мешали местным производителям поставлять свои товары на европейский рынок. В особенности это касалось сельскохозяйственной продукции, которая является важной отраслью региональной экономики Северной Ирландии.
Как относятся к новому соглашению жители Северной Ирландии?
Скорее здесь нужно смотреть на отношение бизнеса к Виндзорским рамкам.
Что происходит в отношениях Республики Ирландия и Северной Ирландии на уровне властей?
Продолжается тесное сотрудничество между правительством Северной Ирландии и Республикой Ирландия в силу того, что они представляют собой единый народ.
На мой взгляд, такая тенденция будет сохраняться. Отношения между властями пока не имеют настолько острых противоречий, которые не могли бы решаться в форме открытых консультаций.
А социальное напряжение между жителями острова остается?
Нет, такого напряжения нет. Во-первых, после подписания Белфастского соглашения были устранены конфликты между католиками и протестантами. Ирландская республиканская армия в середине 2000-х годов официально заявила, что расформировывает боевые подразделения.
Кроме того, между местным населением Северной Ирландии и Республики Ирландия сохраняются очень тесные связи, и прозрачная граница позволяет жителям свободно перемещаться, навещать друзей и родственников. Это правило было закреплено еще в рамках Соглашения об общем миграционном пространстве в 1923 году и затем подкреплено Белфастским соглашением 1998 года.
Как складываются экономические отношения между ними?
Несомненно, Brexit и пандемия коронавируса негативно сказались на объемах поставок товаров и услуг из Северной Ирландии в Республику Ирландия, что, соответственно, влияет на снижение конкурентоспособности местного бизнеса, в регионе ухудшается социально-экономическое положение.
Когда правительство в Северной Ирландии будет сформировано и сможет преодолеть политический кризис, перед ним встанет задача по стимулированию местного бизнеса и созданию условий для развития трансграничной торговли.
Демографические тренды показывают, что доля католического населения Северной Ирландии растет. Католики в большинстве выступают за объединение с Ирландией. Как вы оцениваете перспективы воссоединения Республики Ирландия и Северной Ирландии?
В среднесрочной перспективе шансы объединить весь остров достаточно малы в силу ряда объективных обстоятельств.
Во-первых, правовая система Великобритании создает барьеры для автономного правительства. Чтобы принять законопроект о проведении референдума, автономное правительство должно соблюдать определенную процедуру: оно должно отправить британскому правительству официальный запрос, который затем обрабатывается и уже в виде законопроекта должен пройти все стадии утверждения в Вестминстере.
Во-вторых, существуют технические сложности, связанные с проведением такого референдума, потому что он будет проводиться в двух разных государствах с разными правовыми системами.
Но если предположить, что это произойдет, каковы будут экономические, политические, социальные последствия в случае воссоединения?
На мой взгляд, для Северной Ирландии экономические, политические, социальные последствия в первое время будут тяжелыми.
Региону придется адаптироваться к лучшим экономическим условиям Республики Ирландия, будет ощущаться серьезный дисбаланс в уровне развития.
Но, с другой стороны, можно будет обеспечить бесперебойный товарооборот с Европейским союзом, потому что тогда уже Северная Ирландия будет составной частью этого интеграционного объединения и будет пользоваться теми экономическими преференциями, которые есть у государств-членов ЕС.