В Москве состоялась Конференция о роли коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении
«Инструменты есть, коммуникаций нет: смена или потеря смыслов? Где мы и что делать?» – так организаторы обозначили тему Конференции. Информационным партнером традиционно выступил медиаресурс «Большая Азия».
Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России (АКМР) на протяжении 20 лет при поддержке Общественной палаты РФ проводит Международную Конференцию «Роль коммуникаций и корпоративных СМИ в стратегическом управлении компанией». Эта площадка ежегодно объединяет ведущие коммуникационно-медийные ассоциации для обмена опытом внедрения современных подходов и практик в сфере коммуникаций, корпоративных медиа и СМИ.
«Я хотела бы отметить, что именно у корпоративных медиа есть огромный ресурс и потенциал – это импакт или воздействие. В нашем современном понимании это исключительно позитивное социальное воздействие. Хотелось бы пожелать, чтобы в следующем году мы услышали, что СМИ являются нашим рупором всего самого лучшего, светлого и нужного для компаний», – подчеркнула член Правления АКМР Екатерина Коляда.
В этом году Конференцию открыл «Media Battle 2023». В рамках этого конкурса команды боролись за звание «Лучшего агентства, сертифицированного АКМР». Им предстояло решить задачу реальной российской компании в медийной сфере. В этом году в медиабитве сошлись агентство «БЛЭК» и онлайн-издание «МЕЛ»: команды представили свои оригинальные решения в рамках тендерного задания и ответили на вопросы членов экспертного жюри и представителей заказчика – компании «Юнипро».
Ключевым событием в рамках мероприятия стала Конференция «Роль коммуникаций и корпоративных СМИ в стратегическом управлении компанией». В ходе пяти сессий ведущие отечественные эксперты медиаиндустрии, директора по коммуникациям компаний и представители государственных структур проанализировали текущее положение отрасли, произошедшие в ней за последние годы изменения, новые требования к специалистам по коммуникациям, а также актуальные тенденции и перспективы развития медиарынка. В рамках первой сессии на тему «Медиаландшафт сегодня. Классические и сверхновые площадки» собравшиеся обсудили, какие СМИ сегодня выходят на первый план, как изменились стратегии компаний в современных реалиях и поделились ожиданиями и впечатлениями от работы с новыми медиа. О том, какие изменения рынок пережил и каких еще стоит ждать, а также о новых возрастных группах и тенденциях, за развитием которых стоит следить, рассказала Марина Мишункина, заместитель генерального директора АиФ.
«Растущих сегментов в 2022 году было всего два – это наружная реклама и радио с ростом в 6,5%. Интересная ситуация наблюдается на рынке прессы: в рекламном сегменте она упала почти на 40%, зато аудиторно растёт, и интерес к ней начинают проявлять категории, которые никогда в ней не присутствовали. Это, например, молодые люди от 16 до 35 лет, а также руководители среднего и крупного бизнеса: у нас в АиФ эти категории выросли на 11% и 48% соответственно. Сегодня мы переживаем определенную зависимость от государства, и большая часть доходов приходится на три кита: Институт развития интернета, Фонд культурных инициатив и Фонд президентских грантов. Эти организации не только делятся с рынком финансами, но и поддерживают идеи, которые с удовольствием предлагают креативные издания и представители креативной медиаиндустрии. Самый заметный и растущий тренд – это тренд на спецпроекты, на развитие и поддержку социальных инициатив» – отметила Марина Мишункина.
Тема второй сессии – «Образовательные траектории и кадры для отрасли». В ходе нее представители ведущих российских вузов и СМИ поделились секретами работы со студентами и выпускниками, проанализировали роль университетов, медиа и коммерческих организаций в формировании молодого поколения. Генеральный директор телеканала «Большая Азия» Александр Лебедев, принимавший участие в этой сессии, подчеркнул важность конвергенции в коммуникационной деятельности.
«Ещё в 2005 году, создавая медиахолдинг «Звезда», мы говорили о серьёзной конвергенции в СМИ. Сегодня происходит изменение требований и подходов к нашей профессиональной деятельности. Существуют крупные СМИ, которые работают в классическом сегменте B2C, и тематические медиа, в том числе связанные с актуальной темой «разворота на Восток», которые ведут успешную деятельность в сегментах B2B и B2G. Так, телеканал «Большая Азия» в эфире уже почти 6 лет и является инструментом PR-, GR- и других коммуникаций. Хотелось бы отметить еще одну тенденцию: за годы пандемии мы все привыкли к формату онлайн-конференций. Но ничто не заменит человеческое общение. И очень важно, чтобы молодежь понимала значение персональной коммуникации. Сегодня с приходом искусственного интеллекта человеческий разум вытесняется машинами, и стратегические коммуникации, к сожалению, переживают кризис. И конвергенция, на мой взгляд, заключается в формировании подхода к СМИ как к искусству. Без этого невозможно продвижение ни в одном сегменте нашей профессиональной деятельности. И задача педагогов – заложить основу у своих студентов, наших будущих работников: желание работать, развиваться и развивать персональные стратегические коммуникации», – подчеркнул Александр Лебедев.
Отдельное внимание собравшиеся уделили подготовке студентов как будущих специалистов по коммуникациям. О навыках и компетенциях, которые пригодятся работникам в медийной сфере в ближайшие годы рассказал Сергей Зверев, руководитель школы коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики».
«Сегодня, на мой взгляд, становится очевидным, что коммуникация – это функция управления организацией реализация креативных решений, основанных на анализе информации и анализе данных. Это крайне важно учитывать при подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих компетенциями, которые будут востребованы в 21 веке: это критическое мышление, командная работа, креативность и коммуникации», – отметил Сергей Зверев.
Доклады и сообщения приглашенных экспертов видеоиндустрии получились яркими, запоминающимися и информативными. Особое внимание аудитории привлекло выступление Алана Абаева, декана факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Он подчеркнул важность отношения к маркетингу и коммуникациям как к искусству и поделился секретом успеха освоения профессии.
«Бизнес хочет, чтобы к ним пришел человек-оркестр: умеющий снимать ролики, писать тексты. Но нужно понимать, что специалист в PR, рекламе, коммуникациях – это штучный товар. Кто только не пытался играть на скрипке! А Дэвид Гарретт в мире один. Кто решил, что маркетингом может заниматься кто угодно? Это гениальное творчество, это искусство, и этим нужно уметь заниматься, постоянно учиться. Я являюсь сторонником интегрированных маркетинговых коммуникаций. Это система, искусство, которое позволяет формировать мнение о продукте и искусство слышать потребителя», — заявил Алан Абаев.
Вместе с Сергеем Водопетовым, председателем комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и модератором третьей сессии «Оцифровка коммуникаций - высший пилотаж и ответственность за результаты и импакт», эксперты обсудили возможность цифровизации всего комплекса маркетинговых коммуникаций, риски и подводные камни полной диджитализации и ее влияние на отрасль. Четвертая сессия на тему “Изменение статуса и содержания профессии на рынке за последние три года, ее значимость и спрос” вызвала бурную дискуссию о роли директоров по коммуникациям, их вовлеченности в стратегии компании и их функционале. Своим мнением на этот счет поделился Игорь Писарский, председатель совета директоров коммуникационного агентства «Р.И.М.».
«Мы вступаем в новый этап развития страны и коммуникационной профессии. Меняется структура рынка, меняется и структура коммуникационного запроса. Это осложняется такими общими трендами, как развитие искусственного интеллекта, который в ближайшее время вытеснит не только шоферов, но и половину пиарщиков. Мы уже живем в другой реальности, но проблема в том, что никто не может ее описать, предсказать, к чему приведут происходящие сейчас перемены. Та квалификация, которой раньше обладали у директора по коммуникациям, точно не будет соответствовать реалиям ближайшего будущего. Но готового универсального ответа на этот вызов пока нет», – заявил Игорь Писарский.
Заключительной стала сессия на тему «Коммуникации в лицах любимой отрасли». Ее модераторами выступили член Правления АКМР Екатерина Коляда и генеральный директор «Okin Group Production» Роман Окин. Представленные эксперты проанализировали и детально разобрали интересные кейсы и проекты директоров по коммуникациям за последний год. Особый интерес в рамках разворота отечественной коммуникационной отрасли на Восток вызвало выступление заместителя торгового представителя РФ в Индии Евгения Гривы. Он рассказал, как и за счет чего российские компании могут заходить на индийский рынок.
«Через нас сейчас идёт разворот на Восток. И для людей, вовлечённых в медиаиндустрию, очень важным является погружение в этот поворот и получение компетенций для работы на Востоке. Индия действительно является той страной, о которой все говорят, что наш приход сюда должен был состояться на 10 лет раньше. Это самая многонаселенная страна в мире, это третья экономика с точки зрения ВВП по ППС, пятая по номинальному ВВП, страна со второй в мире сетью автомобильных и железных дорог. Это страна, куда идти надо и, в силу новой политической конфигурации, идти прямо сейчас. Многие компании, впрочем, не понимают, как зайти на рынок Индии, в том числе из-за незнания индийских реалий и использования неправильных каналов выхода на потенциальных партнеров. Индия – это прежде всего страна личных контактов, и, заходя сюда, очень важно регулярно посещать ключевые индустриальные мероприятия. Индийцы не так много знают о российских компаниях, поэтому всегда лучше заходить туда, где вас порекомендуют и создадут положительный имидж. Крайне важно также отслеживать ключевые проходящие здесь тендеры и выходить на них под эгидой популярных в Индии государственных программ: «Make in India», «Self-Reliant India». Я призываю всех, кто планирует работать на Востоке, несколько поменять парадигму с точки зрения каналов коммуникации, и мы, как Торговое представительство России в Индии, всегда готовы вас поддержать на индийском рынке», – отметил Евгений Грива.
XX Ежегодная Международная Конференция «Роль коммуникаций и корпоративных СМИ в стратегическом управлении компанией» завершилась церемонией награждения «Лучшее корпоративное медиа года». Она открылась объявлениям команды, одержавшей победу в Медиабитве 2023. «Более системным и профессиональным» по итогам голосования экспертного жюри стал проект онлайн-агентства «МЕЛ».
Церемония продолжилась награждением победителей Всероссийского конкурса «Лучшее корпоративное медиа». В этому году активное участие в нем приняли 32 компании, которые выставили на конкурс более 80 проектов. Победителями в 60 номинациях стали коммуникационная группа «Медиалайн», «Металлоинвест», торговая сеть «Пятерочка», Челябинский трубопроводный завод, Биофармацевтическая компания «Нанолек», газета «Северсталь», газета «Территория ОМК», АО «Трансмашхолдинг», онлайн-издание «МЕЛ», диджитал-агентство «Палиндром» и многие другие. Лауреатом Гран-при конкурса стала Галина Филоненко, главный редактор Медиацентра компании «Металлоинвест».
Завершилась Церемония награждения подведением итогов конкурса молодых исследователей корпоративных коммуникаций и СМИ «МИКС-2023». Заслуженные награды в номинациях «Лучшая ВКР бакалавриата», «Лучшая ВКР магистратуры» и «Лучшая коллективная работа» получили студенты и команды отечественных вузов, в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», РЭУ им. Г.В. Плеханова.