"Газпром нефть" начала заправлять самолеты по блокчейну

<p dir="ltr">Из пресс-релиза "Газпром нефти" стало известно, что расчеты с использованием блокчейна доступны в 18 российских аэропортах от Мурманска до Красноярска. Также компания сообщила, что блокчейн-система Smart Fuel позволила снизить время проведения платежей между топливным оператором и авиакомпанией с четырех-пяти дней до 15 секунд. Помимо Smartavia блокчейн-платформой для оплаты топливо также пользуются Utair и Nordstar.</p> <blockquote> <p>"Российские авиакомпании активно используют наш цифровой инструмент для повышения эффективности бизнеса. Благодаря расширенному функционалу Smart Fuel имеет высокий потенциал к масштабированию в российской авиатопливной отрасли", - говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте "Газпром нефти" со ссылкой на генерального директора АО "Газпромнефть-Аэро" (авиатопливный оператор) Владимира Егорова.</p> </blockquote> <p dir="ltr">Руководитель направления методологии коммерческого учета "Газпромнефть-Аэро" Дмитрий Макаров, возглавляющий проект Smart Fuel, на вопрос ComNews о необычно долгих сроках платежей ответил, что их согласование - это регламентированный процесс с несколькими ответственными исполнителями. "Раньше много времени занимали процедуры доставки первичного документа - так называемого расходного ордера на заправку воздушного судна - до офиса поставщика авиатоплива и авиакомпании, а также расчет и согласование стоимости заправки", - пояснил он, добавив, что теперь благодаря смарт-контрактам из цепочки согласований исключен человеческий фактор, так как все условия в системе заранее прописаны и одобрены всеми сторонами, что существенно сокращает срок проведения оплаты.</p> <p dir="ltr">По его словам, использование блокчейн - непременное условие подключения к Smart Fuel, но платформа не является обязательной для авиакомпаний, заправляющихся в Шереметьеве. "Мы предлагаем партнерам перейти на платформу Smart Fuel в качестве более эффективной альтернативы взаиморасчетов. На сегодняшний день получили множество положительных отзывов о платформе, так как она позволяет экономить время и деньги всем участникам процесса", - уточнил руководитель проекта.</p> <p dir="ltr">Он также сообщил, что Smart Fuel уже работает в Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Томске, Тобольске, Саратове, Ульяновске, Калининграде, Саранске, Кемерове, Чите и в других городах, пообещав, что непременно сообщит о новых хабах, которые компания планирует подключить до конца года.</p> <p dir="ltr">Очевидными преимуществами Smart Fuel, помимо экономии времени на проведение платежей, Дмитрий Макаров назвал возможность интерактивного заказа топлива без необходимости покидать кабину воздушного судна и сохранения итогов заправки в виде электронного чека по стандарту ФНС. "Это упрощает работу экипажа по подготовке к вылету и ведению полетной документации, водителя топливозаправщика, устраняет "человеческий фактор" при заполнении документов и дает инструмент отслеживания процесса заправки и взаимного информирования, которому доверяют все службы", - резюмировал руководитель Smart Fuel. На вопрос ComNews о финансовой выгоде от внедрения блокчейн-системы Дмитрий Макаров ответил, что "про бизнес- эффект пока детально ответить не готовы".</p> <p dir="ltr">Один из ведущих экспертов в области DeFi-экономики, пожелавший сохранить анонимность, назвал Smart Fuel уникальным решением в части бизнес-процесса. "По сути, это выставление заявок на заправку и клиринг через блокчейн-сеть. Если провести аналогию, то такие решения называются AMM - Automated Market Maker", - пояснил собеседник ComNews. Он подтвердил слова руководителя Smart Fuel, что преимущества платформы для этой сферы бизнеса заключаются в отсутствии "ручных операций", назвав систему автоматической заправкой. Размышляя об альтернативных моделях применения блокчейн-системы, эксперт предположил, что в перспективе на ее базе можно организовать выставление заявок на внешние площадки и биржи - например, подключить к бирже и торговать там требованиями на оплату.</p> <p dir="ltr">Председатель общероссийской общественно-государственной организации (ООГО) "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" Андрей Кричевский, напротив, не согласен с мнением, что ускорение процесса расчетов является результатом использования блокчейна. "Скорее всего, они используют либо механизм депозита, и в данном случае "Газпром нефть" выступает гарантом сделки, держателем депозита, либо держатель информационной системы кредитует авиакомпанию. Тогда поставщик топлива получает деньги сразу, а компания рассчитывается позднее", - предположил он. Однако эксперт уверен, что очевидным плюсом можно считать ускорение подготовки отчетной документации, так как упомянутые четыре-пять дней тратятся не столько на банковский перевод, сколько на подготовку инвойсов, счетов-фактур и прочий документооборот. "Но здесь важно, что поставщиком топлива выступает сама компания. Блокчейн для нее - способ сразу получить фиксирующие документы, - уточнил он. - Возможно, они имеют в виду, что начисление производится сразу, так как моментально формируются отчетные документы. По бухгалтерии поставщик топлива закрывает платеж, а дальше - кассовый метод получения".</p> <p dir="ltr">Андрей Кричевский также упомянул о возможностях применения блокчейн-систем в других отраслях, выразив мнение, что польза будет намного выше, чем в случае заправки самолетов. "Блокчейн полезен, когда есть много участников рынка, которые не очень хорошо друг друга знают и не имеют оснований для взаимного доверия. Если речь идет только о сотрудничестве "Газпром нефти", аэропорта и авиакомпаний, то распределенный реестр хоть и полезен, но не играет ключевой роли. Если же речь идет о рыночном решении для большого числа игроков, пользу блокчейна трудно переоценить", - резюмировал эксперт.</p> <p dir="ltr">"Проект "Газпром нефти" пока первый в авиационной отрасли, который позволяет моментально оплачивать заправку "в крыло", - прокомментировала внедрение Smart Fuel основатель телеграм-канала "Все о блокчейн, мозге и Web3.0" Ани Асланян, заметив, что в авиаиндустрии есть немало примеров, где используются подобные технологии. В их числе сервисы для покупки билетов, создания программ лояльности, передачи данных. "Такие кейсы есть в аэропортах Дубая, Лондона, Брюсселя, а пионером внедрения стала компания British Airways", - уточнила она.</p> <p dir="ltr">Затянутые сроки проведения обычных платежей Ани Асланян объяснила необходимостью документального подтверждения и сверки параметров заправки. "Цифровые смарт-контракты позволяют проводить оплату за топливо непосредственно в момент заправки и моментально формировать всю отчетность в электронном виде. Благодаря блокчейну информация по ним открыта для всех участников рынка, подключенных к блокчейн-платформе. Также нет необходимости вносить предоплату, резервировать средства на счетах по несколько дней, все это существенно снижает издержки", - резюмировала она.</p> <p>Член экспертного совета Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Валерий Петров считает, что Smart Fuel - не только высокотехнологичное, но и весьма актуальное решение. "При традиционном подходе предполагается выставление счетов и их сверка, при участии ответственных исполнителей, что замедляет реализацию этих процедур и подразумевает ошибки по причине человеческого фактора. Блокчейн-система предполагает использование смарт-контрактов, которые гарантируют безошибочные операции практически в режиме реального времени, так как она не позволяет провести транзакцию, пока каждый этап не будет подтвержден с обеих сторон", - пояснил он. В целом, по словам эксперта, Smart Fuel - "отличный пример того, как блокчейн на практике не просто помогает решить актуальные задачи, а существенно повышает экономическую эффективность целого направления бизнеса". "Естественно, такой подход заслуживает тиражирования", - подытожил он.</p>

"Газпром нефть" начала заправлять самолеты по блокчейну
© ComNews.ru