После ухода H&M и Adidas монополизация в розничной торговле одеждой выросла на 13%

Уровень монополизации в отрасли розничной торговли одеждой в 2022 году существенно вырос на 13%, выяснили аналитики аудиторско-консалтинговой фирмы Kept. Эксперты связывают это с перераспределением долей на рынке после ухода иностранных брендов между оставшимися участниками. Чтобы выяснить, насколько существенно изменился уровень конкуренции в различных отраслях по сравнению с 2021 годом, компания провела исследование – данные есть в распоряжении Sostav.

После ухода H&M и Adidas монополизация в розничной торговле одеждой выросла на 13%
© Sostav.ru

Как изменилась степень монополизации в разных отрасляхСущественно повысилась концентрация степени конкуренции в пяти отраслях. В розничной торговле топливом замечен рост на 40%, в производстве автотранспорта – на 25%, в розничной торговле одеждой – на 13%, в распространении фильмов и телевизионных программ – на 12%, в оптовой торговле аудио- и видеоносителями – на 12%.

Две основные причины повышения степени концентрации:

происходит укрупнение действующих игроков из-за покупки ими бизнеса иностранных компаний;иностранные компании покидают рынок, но при этом на нем остаются другие игроки – из числа крупнейших, которые к моменту ухода зарубежных предприятий уже владели значительной долей рынка.Однако в некоторых сферах концентрация конкуренции наоборот снизилось. Наиболее ощутимое падение наблюдалось в отрасли оптовой агентской торговли машинами, промоборудованием, судами и летательными аппаратами: в ней зафиксировано падение на 35%. Почти в той же степени уменьшилась концентрация игроков в подотраслях «Ремонт электрооборудования» и «Оптовая торговля информационно-коммуникационным оборудованием» – снижение на 32%.

Уровень концентрации степени рыночных долей несущественно изменился у трёх отраслей: у оптовой торговли одеждой (кроме нательного белья) показатели упали на 37%; у производства медицинских инструментов – на 35%.

Уровень концентрации подотрасли предоставления услуг телефонной связи вырос с низкого до умеренного на 7%.

Вместо Renault появился «Москвич»Исследователи Kept проанализировали, с чем связаны подобные изменения в каждой отрасли. Так, причиной значительного роста монополизации у одного из лидеров списка – производства автотраснпорта – стали следующие факторы:

Ford продала компании «Соллерс Авто» (с осени 2022 года – ПАО «Соллерс») свою долю в 49% в совместном предприятии ООО «Соллерс Форд»;в октябре 2022 года Mazda (в РФ – ООО «МСМР») подписала соглашение о передаче своих активов во Владивостоке в пользу ПАО «Соллерс»: сумма сделки составила символический €1;завод Nissan в Санкт-Петербурге (ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус») перешел под управление «АвтоВАЗа», производство планируется возобновить во второй половине 2023 года;Renault заявила о прекращении производства в России автомобилей под своей маркой: ни на московском заводе Renault, ни на мощностях «АвтоВАЗа» модели с логотипом Renault более выпускаться не будут;в мае российские активы Renault (ЗАО «Рено Россия») были переданы правительству Москвы, после чего столичные власти объявили о возобновлении производства автомобилей марки «Москвич»H&M и Adidas открыли окно возможностей для «Спортмастера»Существенно повышенный уровень концентрации конкуренции в розничной торговле одеждой вызван уходом Adidas, H&M, Marks & Spencer, Moncler, Levi Strauss, Victoria’s Secret и других. К концу 2021 года дочерним предприятиям покинувших РФ зарубежных компаний в совокупности принадлежало около 15% подотрасли.

Крупнейшими ритейлерами, прекратившими свою деятельность, стали H&M и Adidas: выручка их дочернихструктур – ООО «Эйч Энд Эм» и ООО «Адидас» – по итогам 2021 года составила 71,6 млрдруб. (6,9% рынка) и 55,6 млрд руб. (5,4% рынка) соответственно.

По состоянию на конец 2021 года титул отраслевого лидера принадлежал «Спортмастеру»: доля рынка сети составляла12,5%. Предполагается, что после ухода из РФ части зарубежных конкурентов она стала еще более значительной.

Доля Universal Pictures распределилась между оставшимися лидерамиРаспространение фильмов и ТВ-программ стало ещё одной отраслью, в которой значительной выросла степень концентрации монополизации. Изменения вызваны закрытием российского офиса Universal Pictures – ООО «ЮПИ», выручка которого по итогам 2021 года составила 4,95 млрд руб. В указанном году дочерней компании Universal в РФ принадлежало почти 10% рынка – она была четвертым по величине игроком в подотрасли и уступала лишь Art Pictures Distribution (24,0%), Sony Pictures (14,2%) и Okko (10,5%).

После того, как Universal Pictures покинула рынок, доли упомянутых выше трех отраслевых лидеров, предположительно, возросли. Гипотетически, это выразилось в повышении степени отраслевой концентрации.

Доля Universal Music Group досталась «1С»Повышение степени отраслевой концентрации в оптовой торговле аудио- и видеоносителями обусловлено прекращением деятельности российского подразделения крупнейшего в мире музыкального медиахолдинга Universal Music Group – ООО «Юниверсал Мьюзик». На конец 2021 года дочернее предприятие группы Universal было пятой по величине компанией в подотрасли, выручка которой составляла 2 млрд руб. Большая часть российского рынка аудио- и видеоносителей распределена между несколькими крупнейшими игроками, среди них – дочерние структуры российской компании «1С», специализирующиеся на локализации и распространении компьютерных игр: «1С-СофтКлаб», «1С-Дистрибьюция» и «Компания Софт Клаб».

К началу 2022 года им в совокупности принадлежало более половины рынка (55,4%). Десятая часть подотрасли (9,5%) в 2021 году приходилась на российский лейбл звукозаписи Kiss Koala (ООО «Кисс Коала») – компанию, к которой осенью 2022 года перешло управление российским каталогом ушедшей из России Sony Music Entertainment.

Nike снизила градус конкуренцииПричиной обратного явления – снижения степени конкуренции в оптовой торговли одеждой – стал уход из РФ отраслевого лидера, компании Nike (доля рынка в 2021 году – 27%, выручка – 20,9 млрд руб.). В начале марта она остановила поставки, прекратила работу российского интернет-магазина и временно закрыла точки продаж, находящиеся в прямом управлении, а в конце мая отказалась от продления франчайзингового договора с Inventive Retail Group – владельцем российской сети магазинов бренда.

В июне 2022 года Nike приняла решение окончательно покинуть российский рынок. В начале 2022 года крупнейшими конкурентами Nike были «Mango Россия» (доля рынка по итогам 2021 года – 16,6%) и ТД «Тракт» (5,6%) – компания, занимающаяся продажей спецодежды.